Дата
Автор
Дата
Сохранённая копия
Original Material

Госдума ввела пожизненные сроки за привлечение детей к диверсиям и ответственность с 14 лет по «диверсантским» статьям УК

Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла законопроект об ужесточении ответственности по статьям о диверсиях. Соавторами закона выступили 419 из 450 депутатов — это рекордное число инициаторов. На принятие поправок ушло всего 23 дня.

Поправки вводят пожизненные сроки за вовлечение несовершеннолетних в диверсионную деятельность. Возраст наступления уголовной ответственности за преступления диверсионной направленности снизят с 16 до 14 лет.

Сроки давности по всем преступлениям диверсионной направленности и условные сроки за участие в диверсионном сообществе отменяются.

«Если поджог военкомата чаще всего квалифицируют как теракт, диверсиями власти зачастую считают поджоги батарейных и релейных шкафов, атаки станций и вокзалов или непосредственные поджоги поездов», — объясняют разницу правозащитники «Первого отдела». По их мнению, за уголовными делами о диверсиях часто стоят провокаторы спецслужб, а признания от обвиняемых выбивают под пытками.

Чаще всего силовики называют организаторами диверсий «украинских кураторов», однако на практике за «склонение» обычно привлекают россиян, сказал «Важным историям» адвокат Евгений Смирнов. «Если посмотреть на практике применения террористских статей или госизмены, то под каток могут попасть те, кто присылает ссылку на телеграм-каналы соответствующей направленности, дает контакты украинцев, положительно высказывается о желании совершить поджог или подрыв чего-либо», — сказал он.

    С начала войны в России осудили как минимум 158 несовершеннолетних по диверсионным и террористическим статьям, подсчитала «Вёрстка». За теракты детей судят чаще — по диверсионным статьям вынесли только 27 приговоров. До 2023 года осужденных за диверсии несовершеннолетних не было и вовсе.

    За первые полгода 2025-го 48 человек получили сроки по статье о диверсии (ст. 281 УК). Это столько же, сколько за весь 2024-й, следует из данных судов, которые проанализировали «Важные истории». Большинство осужденных — несовершеннолетние и молодые люди: 12 — в возрасте 16–17 лет, еще 24 — 18–24 лет.