Слишком много Путину, слишком мало Украине. Что западные СМИ пишут о мирном плане
Западные СМИ оценивают новый мирный план по Украине однозначно — как большую уступку России без твердых гарантий Украине. И даже пишут о нем в похожих выражениях.
Масштаб уступок Москве — и Вашингтону — огромен, что потребует убедительных аргументов для стран, не участвовавших в последних переговорах. Украине придется не просто пообещать не вступать в НАТО, а закрепить это обязательство в Конституции. Россию вернут в G8, что станет символом конца ее международной изоляции и не понравится другим членам группы.
Условия, написанные чиновниками России и США, укрепили Европу в опасениях, что президент США Дональд Трамп будет давить на Киев. И что их придется принять без достаточных гарантий того, что Москва воздержится от нападений в будущем. План позволит России достичь нескольких целей, в том числе запрета на вступление Украины НАТО и размещение войск альянса на ее территории. Это обесценит намерения европейских стран, большинство из которых входят в НАТО, дать гарантии безопасности Украине.
В целом предложения соответствуют многим требованиям Путина, которые он давно считает условиями окончания войны. Стимулы для Украины заметно слабее. Это отражает предпочтения Трампа, для которого прекратить кровопролитие важнее, чем поддержать жертву вторжения Кремля в 2022 году. Многие идеи Белого дома идут настолько вразрез с известными позициями Украины, что некоторые аналитики считают план совершенно неприемлемым даже в качестве стартовой позиции.
План, кажется, во всем следует максималистским требованиям Москвы, нарушает многие красные линии Украины и требует от Зеленского разворота на 180, поскольку он не приемлет сдачи территорий. Он в целом неприемлем и для европейских союзников Украины, последовательно настаивавших на роли в переговорах с учетом угрозы восточному флангу НАТО.
Перед европейцами встала еще одна неудобная истина: их попытка купить себе место за столом переговоров военной помощью Украине не сработала. «Как получилось, что у Европы, такой слабый голос, хотя мы теперь оплачиваем все счета?» — спрашивает высокопоставленный чиновник из ЕС.