«О капитуляции речи нет»
Что происходит на линии фронта прямо сейчас, накануне очередных переговоров?

Украинский военнослужащий стоит рядом с жилым домом, повреждённым в результате российского удара, Константиновка, Донецкая область, Украина, 15 ноября 2025 года. Фото: Oleg Petrasiuk / Press Service of the 24th King Danylo Separate Mechanized Brigade / Reuters / Scanpix / LETA
Армия РФ практически окружила Покровск. В Купянске, Константиновке и Волчанске идут уличные бои. «Новая-Европа» обсудила с экспертами и военными ситуацию на фронте и перспективы эффективного украинского сопротивления. Пока Россия, США, Украина и Европа ведут переговоры о возможном мире, на полях сражений не утихают кровопролитные баталии. Россияне всё чаще используют тактику инфильтрации в городскую застройку небольших пехотных и диверсионных групп. Стараясь оставаться незамеченными для украинских дронов, российские штурмовики просачиваются сквозь оборону ВСУ и накапливаются в зданиях и подвалах, чтобы затем выйти и атаковать противника с тыла. В боях за достаточно большой город, размером с Покровск, с обеих сторон может одновременно принимать участие всего несколько сотен человек. Жилые районы быстро превращаются в серую зону, которую фактически не контролирует ни одна из сторон. При всём этом российская армия продолжает медленное продвижение практически на всех участках фронта.
Харьковская область
— Хотя мы не видим сил, за счет которых ВСУ могли бы отбить Купянск Харьковской области, до его полного захвата Россией еще очень далеко, — заявляет «Новой-Европа» военный аналитик The Conflict Intelligence Team (CIT), согласившийся общаться на условиях анонимности. — Так, россияне лишь эпизодически фиксируются в восточной, левобережной части города. А без ее захвата заявлять о контроле над Купянском нельзя. Что, впрочем, не помешало МО РФ уже сделать подобное сообщение. Но, по нашим прогнозам, до конца года Купянск вряд ли падет.
— Несмотря на громкие заявления начальника Генерального штаба армии РФ Валерия Герасимова и слова Владимира Путина о взятии Купянска, на сегодняшний день ВСУ удалось стабилизировать ситуацию в этом городе, — рассказывает «Новой-Европа» военно-политический обозреватель группы «Информационное сопротивление» Александр Коваленко. — У российских войск нет возможности инфильтрировать в городскую застройку значительное количество личного состава.
Основная зона концентрации российских войск на участке Кондрашовки, Радьковки и Голубовки на правом берегу реки Оскол имеет сейчас меньшую опасность для украинской стороны.
Форсировать водную преграду россиянам крайне сложно. В северо-западном районе Купянска у Стадионной площади, на улице Защитников и на проспекте Конституции идет зачистка диверсионно-разведывательных групп армии РФ. Российские войска накапливаются на участках у лицея по улице Юбилейная и у хлебозавода, а также у здания Купянсксельхозтехники. Однако и там они вскоре могут быть блокированы и ликвидированы. Также россияне пытаются взять под огневой контроль FPV-дронами левый берег реки Оскол от Купянска-Узлового до Колесниковки и Подолов.
В Волчанске Харьковской области, по словам Александра Коваленко, российские войска форсировали речку Волчья и выходят к Синельниково. Если им это удастся, россияне возьмут под контроль трассу 2104, являющуюся одной из логистических артерий, по которым осуществляется снабжение украинских частей на этом участке. Кроме того, подразделения армии РФ продолжают давление на западе города в районе волчанского хлебозавода и маслоэкстракционного завода.
— В Волчанске уже полтора года идут уличные бои, — утверждает в разговоре с «Новой-Европа» военный эксперт, полковник ВСУ в запасе Роман Свитан. — Город фактически разделен войной на участки, а в основной части идут яростные столкновения.
Это может продолжаться еще долгое время. Ведь россиянам не хватает сил и средств для полного захвата как этого населенного пункта, так и других. При этом ВСУ тоже не обладают необходимыми ресурсами, чтобы очистить города от захватчиков.
Эксперты CIT замечают, что направление Волчанска оживилось после относительного затишья в течение почти целого года. И ВС РФ удалось как продвинуться в самом городе, так и к западу от него, где была форсирована река Волчья и создан плацдарм в лесном массиве. Оттуда россияне могут угрожать снабжению украинского гарнизона города, тем самым дополнительно осложняя его оборону. Но о полном захвате населенного пункта пока речи нет. Темпы российских продвижений здесь не настолько высокие, оборона ВСУ сохраняет связность. Вероятно, еще несколько месяцев оборона города будет продолжаться. И не исключено, что российское командование может вновь потерять интерес к Волчанску и наступления там остановятся, как это произошло год назад.
Донецкая область
Кровопролитные бои идут сегодня в районе Константиновки Донецкой области. Александр Коваленко рассказывает, что россияне подходят к окраинам города с юга, продвигаясь к Клебан-Быкскому водохранилищу в районе Щербиновки, Катериновки и Торецка. Они пытаются закрепиться на дороге 519, вливающейся в Магистральную улицу Константиновки. Это позволит армии РФ распределять усилия в южной части города в зоне частного сектора. При этом на данный момент в городскую застройку Константиновки практически не проникают российские войска. Им для этого придется сначала приблизиться к населенному пункту вплотную, что может произойти уже в ближайшее время.
— После того как прошедшим летом пали Торецк и Часов Яр, россияне уже с трех сторон подошли к Константиновке и пытаются направлять в город свои диверсионные группы и инфильтрировать пехоту, действуя по сценарию Покровска, — высказывает свое мнение Роман Свитан. — Сейчас армия РФ находится у населенного пункта Клебан-Бык. Кроме того, россияне захватили Ямполь и штурмуют Северск.
Если ВСУ не смогут остановить это наступление на тактическом уровне, у украинских защитников могут возникнуть крупные проблемы в обороне на этом участке.
Если россияне смогут захватить Константиновку, то они дальше двинутся в сторону другого города Славянско-Краматорской агломерации — Дружковки. Поэтому на данный момент именно Константиновка является замком, закрывающим армии РФ путь к захвату всей Донецкой области.
Другими важными местами сражений в Донецкой области, по данным Александра Коваленко, являются города Лиман и Северск. Российские войска сейчас выходят к южным и восточным окраинам Северска, проводя инфильтрацию своих солдат в глубь города. К концу года ДРГ россиян, возможно, будут заходить в населенный пункт. Аналогичная ситуация наблюдается в Лимане, где армия РФ подходит по трассе 0513 к селу Масляковка, отправляя небольшие пешие группы переодетых в гражданскую одежду солдат на окраину города. Эти ДРГ выявляются и зачищаются ВСУ, однако ясно, что интенсивность боев будет к концу года возрастать.
И, конечно, самой горячей точкой Донбасса в настоящее время остается Покровская агломерация. По данным Александра Коваленко, ситуацию в Покровске можно описать как стабильно очень тяжелую, но относительно контролируемую ВСУ. Любые действия в городе армии РФ, даже успешные, имеют довольно предсказуемый характер.
— У российских вооруженных сил стабильной зоной контроля остаются южные районы города: Дурняк, Лазурный, Южный, Солнечный, Шахтёрский, Леонтовичи, Роза и фактически вся гряда озер балки Сазонова. Серая зона, она же спорная зона, — это центр города. Здесь основным направлением инфильтрации является треугольник между улицами Шевченко и Европейской. Места накопления россиян — это практически все бывшие административные и промышленные здания, в частности механический завод, водоканал, библиотека Шевченко, школы и так далее. В целом процесс ликвидации российских ДРГ проходит преимущественно дистанционно, с редким применением групп зачисток, но большое количество людского ресурса позволяет противнику не только своевременно компенсировать потери, но и увеличивать общее количество инфильтрированных в Покровск солдат. В настоящее время в городе находится до одного российского батальона. Всего же россияне задействовали на направлении до 170 тысяч человек. По некоторым локациям соотношение сил — один к шести в пользу армии РФ.
Александр Коваленко напоминает, что про окружение Покровска заявлял 26 октября начальник российского генштаба Валерий Герасимов, а 29 октября Путин и вовсе приглашал иностранных журналистов в Покровск всё увидеть своими глазами.
— Что касается Покровска, если не подходить к вопросу с формальной точки зрения, а по существу, то город уже захвачен, — заявляет аналитик CIT. — Сейчас бои идут только на его северных окраинах. ВСУ фиксируются где-то на 5% территории города. Никаких шансов отбить город у украинцев нет. Так что до конца года (скорее даже раньше, в течение пары недель) можно будет говорить и о контроле ВС РФ. Хотя нельзя исключать ситуации, в которой ВСУ попытаются удерживать одну-две позиции в городской черте. Это даст им возможность утверждать, что РФ город полностью не контролирует. Такое раньше уже происходило неоднократно.
Если говорить об окружении города-спутника Покровска Мирнограда, то, по мнению экспертов CIT, город уже частично блокирован. Сегодня не существует маршрута из Мирнограда на украинскую территорию, который надежно контролировался бы ВСУ. То есть город отделен сплошной серой зоной, где присутствуют как российские солдаты, так и военнослужащие их противника. Но при этом полноценного окружения, когда у атакующего надежно выстроены внутренний и внешний фасы кольца блокады, тоже не существует. И вряд ли оно появится из-за особенностей текущей войны и применяемых сторонами тактик. Так что выйти из Мирнограда ВСУ всё еще могут, но с боем. И чем позже это происходит, тем большими потерями сопровождается.
— По нашему мнению, с выходом из Мирнограда уже затянули, это нужно было делать в лучшем случае пару недель назад, во время тумана, а может, и еще раньше,
— объясняет аналитик CIT. — Это если руководствоваться логикой по сохранению личного состава и ведению боевых действий в максимально благоприятной тактической обстановке, тем самым получая выгодное соотношение потерь с противником. Очевидно, в командовании ВСУ руководствуются другой логикой.
Запорожская область
— На мой взгляд, наиболее угрожающая ситуация по всему фронту сегодня складывается для ВСУ в Запорожье на участке Гуляйполя, — говорит «Новой-Европа» военный аналитик, бывший сотрудник СБУ Иван Ступак. — Одно из подразделений украинской территориальной обороны, состоявшее из неподготовленных бойцов, оставило свои позиции. Из-за этого российская армия с опережением планов смогла значительно продвинуться в Запорожской области. Сейчас туда переброшены резервы украинских вооруженных сил, которые уже начали стабилизационные мероприятия.
По данным экспертов CIT, ВС РФ уже подошли к окраинам Гуляйполя. Бои за город начнутся в ближайшее время, и угроза его захвата, безусловно, существует. ВСУ по-прежнему не удается стабилизировать ситуацию и наладить управление войсками на этом участке. Переброшенные подкрепления пока особо на ситуацию не повлияли.
По данным Александра Коваленко, ситуация на участке Гуляйполя продолжает ухудшаться. И в настоящее время российская армия занята перегруппировкой своих подразделений для начала масштабной инфильтрации ДРГ в город.
— На окраины города Гуляйполе уже заходят первые российские ДРГ, — говорит Александр Коваленко. — Фактически первые бои за Гуляйполе начнутся не в ближайшие недели или даже дни, думаю, тут вопрос часов. Соответственно, реагирование на эту проблему должно быть настолько же оперативным. В противном случае захват города Гуляйполе с последующим выходом на правый берег реки Гайчул чреваты созданием плацдарма для перспективного наступления РОВ на Запорожье. Наблюдается накопление россиян в лесополосах рядом с городом. На этом направлении действует 5-я общевойсковая армия РФ.
За время активных боевых действий это формирование потеряло уже более 17 тысяч солдат убитыми и ранеными. Армии требуется срочное пополнение. Появилась информация о том, что в боях за Гуляйполе примут участие северокорейские военные.
Я в этом сильно сомневаюсь. Ведь на Южно-Донбасском направлении действуют еще и 29-я, 35-я, 36-я армии и 68-й армейский корпус РФ. Всего на участке от Днепропетровской до Запорожской области суммарно стянуто около 100 тысяч российских солдат. Так что я не вижу смысла привлекать к боевым действиям северокорейских военных.
— В Запорожье, как и на других направлениях, фиксируется тактическое просачивание российских войск, которое ВСУ пока не могут остановить, — говорит Роман Свитан. — Это ползучее наступление уже дошло до Гуляйполя, где с южной стороны города с 2022 года Украиной выстраивались очень серьезные рубежи обороны. В лоб фронтальными ударами опрокинуть эти позиции армия РФ не смогла. Однако сейчас россияне атакуют Гуляйполе с тыла, с северной стороны, пытаясь взять город в окружение. Командованию ВСУ необходимо напитать этот участок личным составом и подтянуть резервы. Пока это не будет сделано, украинские войска продолжат сдавать не только тактические, но и оперативные позиции. Россияне рвутся к рокадным трассам на село Покровское и в сторону областного центра. Если у них получится продвинуться к этим дорогам, армия РФ сможет приблизительно к весне выйти с северо-востока к Запорожью. В таком случае весь запорожский фронт ВСУ может схлопнуться, оборона — посыпаться и возникнет опасность прорыва российских войск и их выхода на оперативный простор со стратегической перспективой захвата Запорожья.
— Опасность захвата Гуляйполя в том, что ВСУ лишится краеугольного камня обороны на этом участке, — говорит аналитик CIT. — Ближайшим крупным центром окажется уже Орехов, а между ними останутся только села и поселки. Соответственно, сложнее будет размещать склады, технику, личный состав, штабы и прочее. А ВС РФ, наоборот, получат базу, с которой можно будет разворачивать дальнейшее наступление.
— Ситуация в Запорожье остается крайне сложной, — рассказывает военнослужащий ВСУ Сергей Л. — Сейчас идут бои за населенный пункт Приморское, где противник продолжает подтягиваться со стороны Плавней и по дну Каховского водохранилища диверсионными группами проникает в центральную часть села. При этом россияне снова не смогли взять Степногорск или даже многоэтажную застройку на юге населенного пункта. Лишь часть домов под контролем противника.
Военнослужащий ВСУ отмечает, что дополнительное давление на Степногорск создают попытки врага прорываться по трассе на Григоровку. ВС РФ через дачные участки проводит штурмы и инфильтрацию в западную часть Степногорска. Севернее Приморских дач — большая открытая местность, поэтому враг даже не пытается там закрепиться, а с большим риском для себя заходит севернее, где находятся здания и проложена окопная линия.
Морально-психологическая обстановка
— У многих украинских военных, особенно у тех, кто в строю с 2022 года или ранее, наступает психоэмоциональное выгорание, — рассказывает Александр Коваленко. — Часто можно услышать о случаях СЗЧ (самовольное оставление части) или дезертирстве. Но люди покидают места службы не всегда от трусости или нежелания защищать свою родину. Часто это просто громадная моральная усталость от войны и невозможность получения психической разгрузки и физической разрядки. Командованию необходимо пересмотреть системы предоставления отдыха и реабилитации бойцам и сделать систему отпусков более гибкой. При этом всем ясно, что стоит только опустить руки и поддаться искушению отступить, как вся Украина превратится в один сплошной Бахмут или Покровск. За этим последует оккупация страны Путиным, при которой не будет никакой жизни, а лишь одни только преследования всех, кто с этим положением вещей не согласен. Будут террор, геноцид, массовые казни, разрушения и мародерство. Всё это мы уже видим на оккупированных территориях. Так что у украинского солдата есть понимание, что единственный выход — это продолжать сражаться.
— Командир беспилотных сил Украины Роберт «Мадьяр» Бровди объявил набор в 15 тысяч человек на должность оператора дронов, — рассказывает Иван Ступак. — И люди к нему идут. А ведь именно дроны сегодня — основное оружие войны. В неукомплектованных подразделениях ВСУ есть случаи дезертирства и самовольного оставления части. Однако в боевых формированиях бегства нет. Украинцы понимают, что у них просто нет другого варианта выжить, кроме как сражаться.
— Хотя россияне прут по всем направлениям, уныния и подавленности у солдат в большем числе частей нет, — рассказывает военнослужащий ВСУ Сергей Л. — Более того, даже если поступит приказ сверху оставить позиции неприятелю и уйти в глубокий тыл, офицеры могут его не выполнить. По закону мы обязаны не выполнять преступные приказы. А командира, отдавшего такое распоряжение, могут сгоряча и к стенке поставить. Не для того мы воюем уже 11 лет, чтобы нашу землю отдать оккупантам. Пока есть оружие — будем воевать. Так думает большинство моих товарищей по ВСУ.
— Я убежден, что, несмотря на серьезные трудности на фронте, боевой дух украинских вооруженных сил до сих пор на высоте, — подводит итоги Роман Свитан. — Властям в Киеве необходимо поставить под ружье десятки тысяч украинских силовиков из полиции и национальной гвардии. Тогда появится возможность оказывать более эффективное сопротивление атакующей армии РФ. Если российское наступление будет идти сегодняшними темпами, ВСУ смогут воевать еще многие годы. О капитуляции или даже сдаче без боя городов речи не идет.