Дата
Автор
Ася Сотникова
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Продолжают инфицироваться». Минздрав отказался утверждать общие для регионов правила лечения гепатита С

Минздрав отказался утверждать общие для всех регионов России правила лечения гепатита С. На фоне роста заболеваемости это усложнит и без того неравномерное распределение по регионам доступа к лечению. Некоторым пациентам это может стоить жизни.

Фото: Freepik.com

Установка целевых сроков начала терапии для россиян с гепатитом C является «нецелесообразной», заявили в Минздраве в ответ на обращение «Пациентского контроля». За 2025 год организация получила 59 обращений пациентов с хроническим гепатитом, которым отказали в назначении терапии. Среди них были и те, у кого диагностированы осложнения заболевания — фиброз печени.

Больше всего жалоб от пациентов с гепатитом С пришло из Самарской, Кемеровской, Челябинской, Иркутской и Московской областей, а также из Санкт-Петербурга. Аналогичные ситуации были зарегистрированы и в десятках других регионов.

Эти проблемы связаны с недостаточным количеством закупаемых лекарств, говорит представительница «Пациентского контроля» Святослава Ильина.

По данным «Здравресурса», в 2024 году власти закупили 67,3 тысячи курсов лечения, а за первое полугодие 2025 года — 64 тысячи. При этом на диспансерном учете с хроническим гепатитом C в конце 2024 года стояло почти 899 тысяч пациентов.

«Во многих случаях врачи не владеют актуальными алгоритмами назначения терапии и маршрутизации пациентов», — продолжает Ильина.

«Были зафиксированы ситуации, когда людям прямо говорили, что гепатит С “не лечится”, это не соответствует действительности»

С января по октябрь 2025 года российские власти закупили 357 тысяч упаковок препаратов от гепатита C, подсчитали в системе мониторинга тендерных закупок Headway Company по просьбе «Таких дел». Это на две тысячи упаковок больше, чем за весь 2024 год, следует из подсчетов компании. В 2025 году Минздраву удалось серьезно поднять обеспеченность лекарствами пациентов с гепатитом. По подсчетам самого ведомства, с февраля по октябрь нынешнего года для пациентов, имеющих осложнения и находящихся на дневном стационаре, этот показатель вырос с 0,69 до 4,19%. Для тех, кто лечится амбулаторно, обеспеченность препаратами увеличилась с 0,51 до 5,85%. Эти показатели превышают цели федерального проекта по борьбе с гепатитом на 2025 год.

В то же время уровень обеспеченности лекарствами неравномерный и отличается в зависимости от региона:

Если в Москве препараты получают 39% пациентов, то уже в Московской области — менее 1%

В Карелии же лекарства и вовсе не получает никто. При этом Минздрав не планирует вводить общероссийские стандарты маршрутизации пациентов с гепатитом. Об этом говорится в ответе ведомства «Пациентскому контролю».

Проблемы с обеспеченностью лекарствами связаны в том числе со сложной системой закупок, объясняет эксперт «Здравресурса» Наталья Егорова.

Для детей препараты приобретает фонд «Круг добра», отдельно обеспечивают людей, у которых вместе с гепатитом выявлен ВИЧ. Фонд ОМС покупает лекарства для пациентов, у которых уже начались серьезные осложнения и им требуется лечение в дневном стационаре.

Фото: Freepik.com

«Это люди с серьезными фиброзами, чье состояние здоровья прямо сейчас угрожает жизни. Либо это люди с другими хроническими заболеваниями», — объясняет Егорова.

Других пациентов, говорит эксперт, лечат в рамках региональных программ, но единых общероссийских стандартов терапии нет: «Каждый человек, у которого выявлен гепатит, имеет право лечиться бесплатно. Правда, здесь возникает много “но”: есть ли региональная программа там, где он живет? есть ли центр, который может быстро подтвердить диагноз?»

«Все зависит от региона и наличия финансирования этой программы — очень запутанная схема»

При гепатите С оперативная терапия играет важную роль — нужно начинать лечиться как можно скорее, сразу после подтверждения диагноза, говорит инфекционист Светлана Звонцова.

«Ранняя терапия важна, потому что она позволяет предотвратить развитие тяжелых осложнений, таких как цирроз и рак печени», — подчеркивает врач.

По ее словам, современные препараты дают возможность полного излечения заболевания за 8–12 недель, что значительно улучшает прогноз и качество жизни пациентов.

По данным ВОЗ, у 55–85% людей гепатит С переходит в хроническую форму и вызывает воспаление в печени, которое в итоге приводит к замещению здоровой ткани печени на рубцовую.

Звонцова объясняет, что это и есть фиброз печени, который со временем прогрессирует до цирроза. Лечение, назначенное на ранней стадии, предотвращает это повреждение органа и позволяет печени восстановиться.

Стратегия «ожидание и наблюдение» в терапии гепатита применялась, когда препараты для его лечения были малоэффективными и вызывали тяжелые побочные эффекты, рассуждает врач. Современные препараты при гепатите имеют эффективность 97%, следует из данных Минздрава.

«Фактически за два-три месяца мы полностью избавляем человека от вируса, и он перестает быть источником инфекции для других. Это важнейший шаг в борьбе с эпидемией на популяционном уровне», — подчеркивает Звонцова.

В 2026 году Минздрав планирует увеличить количество амбулаторных пациентов, которые получают терапию, на 40%, а объем оказанных услуг в дневном стационаре — на 80%, следует из ответа ведомства «Пациентскому контролю». Но добиться таких результатов можно только при одновременном увеличении объемов финансирования и снижении цен на лекарства.

«Нужно вести переговоры с фармкомпаниями о снижении цены, объясняя, что это социально значимое инфекционное заболевание», — считает Егорова.

По ее словам, власти должны содействовать фармкомпаниям в регистрации и производстве российских аналогов зарубежных лекарств, это должно существенно улучшить ситуацию для пациентов с гепатитом.

За 12 месяцев 2024 года количество новых случаев заболевания гепатитом C выросло на 12,6%. При этом выявленными оказываются только треть носителей инфекции.

«Нужно, чтобы Минздрав выделял больший бюджет на лечение, а фармкомпании снижали цены на препараты», — считает Ильина из «Пациентского контроля». Она уверена: «В текущей ситуации вероятность вылечить всех нуждающихся крайне мала. Тем более что люди продолжают инфицироваться».