Дата
Автор
Катя Орлова
Сохранённая копия
Original Material

ЕС внесет Россию в черный список за отмывание денег

Чем это грозит экономике и обычным россиянам, объясняет антикоррупционный эксперт

Посольство России в Берлине, Германия, 23 ноября 2023 года. Фото: Jens Kalaene / dpa / Scanpix / LETA

Евросоюз внесет Россию в черный список стран, которые связаны с высокими рисками отмывания средств и финансирования терроризма, сообщают Politico, Le Monde и независимый антикоррупционный эксперт Илья Шуманов. В списке уже есть, в том числе, КНДР, Иран и Афганистан. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) еще в 2023 году приостановила членство России из-за вторжения в Украину, но тогда не стала вносить в какие-либо списки. Зачем Россию внесли в этот список сейчас и какие последствия могут быть после решения ЕС, «Новой-Европа» рассказал антикоррупционный эксперт Илья Шуманов.

Илья Шуманов

Антикоррупционный эксперт:

— Такого [внесения России в черный список Европейского союза] не было никогда за всю историю отношений ЕС и России. Один раз Россия действительно попадала в «черный список» FATF в начале нулевых, и тогда стране пришлось провести масштабную реформу, чтобы из него выйти. Но история с возможным включением в черный список ЕС другая: FATF — международный орган, задающий стандарты, а Европейский союз — крупный региональный игрок, который долгие годы оставался одним из ключевых экономических партнеров России.

Вся внешнеэкономическая деятельность, торговля, хозяйственные связи, движение капитала, не говоря уже о частных трансграничных операциях, так или иначе зависели от взаимодействия с ЕС. И несмотря на санкционную войну финансовые потоки между Россией и Европейским союзом полностью не остановились: целые отрасли продолжали работать, включая нефтегазовую, которая даже увеличивала отдельные поставки, например СПГ. Где-то товарооборот падал, где-то, наоборот, рос.

Существующие ограничительные меры осложняли отдельные операции, но не создавали непреодолимых барьеров. Попадание же России в черный или серый список ЕС как «высокорисковой юрисдикции» в сфере борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма будет иметь гораздо более глубокие последствия. На уровне государства это фактически означает дальнейшее замедление экономики. Даже сегодня часть российских банков — например, Райффайзенбанк, Газпромбанк или Россельхозбанк — сохраняют возможность работать с европейской финансовой системой, в том числе через корреспондентские счета в евро.

В случае включения России в черный список такие возможности резко сузятся. Европейский союз будет поддерживать только те направления, которые критически необходимы ему самому, — например, закупки СПГ, без которых часть стран ЕС просто не сможет пройти зиму.

Всё остальное, включая оставшийся транзит через Калининградскую область и любые расчеты, будет затрудняться или разрушаться.

Репутационно Россия окажется в одном ряду с Ираном и КНДР. Это будет прямой сигнал миру о том, что работать с Россией рискованно. Даже страны, которые сегодня считаются дружественными — Китай, Турция, ОАЭ, — будут вынуждены ограничивать операции, чтобы не потерять доступ к европейским корреспондентским счетам.

Рейтинговые агентства учитывают такие решения, и суверенные рейтинги будут снижены, что дополнительно ухудшит и без того слабую инвестиционную привлекательность. Иностранные инвестиции, которыми занимались структуры вроде РФПИ, станут фактически недоступными. Всё это ведет к технологической деградации: без доступа к международному капиталу и оборудованию отрасли неизбежно будут откатываться назад.

Водители грузовиков возле своих машин на международном пункте пропуска «Чернышевское» на российско-литовской границе, Калининградская область, 22 июня 2022 года. Фото: AP Photo / Scanpix / LETA

Для бизнеса последствия тоже будут серьезными. Несмотря на заявления российских властей о том, что «импортозамещение состоялось», значительная часть оборудования, комплектующих и лекарств всё равно завозится через сложные посреднические цепочки на Ближнем Востоке. После попадания России в черный список многие трейдеры, логистические операторы и складские компании просто перестанут работать с российскими контрагентами из-за риска вторичных санкций. Бизнесу придется еще сильнее ориентироваться на внутренний рынок или на страны, которые сами мало вовлечены в мировую экономику либо уже находятся в аналогичных списках: часть государств Африки, Сирия, Иран и другие.

Самые заметные изменения испытают обычные граждане, особенно те, кто живет в странах ЕС или регулярно пользуется европейской финансовой системой. Уже сегодня россиянам массово закрывают счета и отказывают в обслуживании, формально ссылаясь на внутреннюю политику банков, но фактически — на статус России как высокорисковой юрисдикции. После включения в черный список расширенные проверки коснутся всех россиян без исключения — в том числе оппозиционных деятелей, журналистов и тех, кто много лет живет в ЕС. Банки будут проводить углубленную проверку происхождения средств, запрашивать дополнительные документы, блокировать операции до получения объяснений. Скорость транзакций снизится, а часть платежей будет автоматически отклоняться алгоритмами внутреннего комплаенса.

Банки Центральной Азии, которые сегодня активно используются россиянами для переводов, тоже окажутся под давлением: им придется выбирать между сохранением операций с гражданами РФ и риском потерять корреспондентские счета в ЕС.

Часть финансовых потоков неизбежно уйдет в тень — через перевозку наличных, использование «серых» посредников, криптовалютные схемы и поддельные документы. Это создаст дополнительные риски уже для самих граждан, потому что, оказавшись вне легального поля, люди неизбежно будут нарушать правила ЕС, просто пытаясь совершить обычные бытовые операции: купить недвижимость, отправить перевод родственникам или оплатить крупную покупку.

Через некоторое время может сложиться ситуация, когда российский паспорт или происхождение денег из России автоматически ставят под сомнение любую крупную сделку — фактически по аналогии с гражданами Ирана или Северной Кореи.