Оригинал
Источник
Страница
16

В поисках героя нашего времени

Мы работаем над тем, чтобы улучшить качество распознавания текста этого материала.
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.

В России есть такой феномен народного героя. Вот Данила Багров — народный герой. Может быть, не идеальный, жесткий, но до сих пор он остается кумиром многих. Этот народный теле- и киногерой — он обязательно бандит?

Да, бандит, наверное, самый распространенный в России герой. Может быть, это отзвук революции, когда рабочий класс вылез вперед, много людей сидело, может, с того времени идет такая романтизация. Избавиться от этой романтики на данный момент нельзя, у нас страна до сих пор рабочая. Но я после Багрова таких мощных героев-бандитов-то и не встречал. То есть, конечно, они есть сплошь и рядом, включи НТВ — в каждом сериале бандиты. Но те ли это герои, за которыми хочется следить? Балабанов их как-то очеловечивал или, наоборот, видел в них свою искренность. Пускай они грубые, пускай убийцы, но что думают, то и говорят — у них нет второго дна. Сейчас бандитов почти нет, коммерсанты больше.

А как же герои «Бумера»?

Слушай, это шпана.

Несерьезные?

Если герои «Бумера» — это 80% нашей страны, то герой «Брата» — это все-таки исключение. Первые — это просто компания, которая всем знакома. В том, как эти ребята реагируют на события своей жизни, мы узнаем себя. Багров не знаком ни кому, он особенный, ты такого человека хотел бы встретить.

Есть другой образ, более близкий к «Бумеру», — бандит, который мечтает завязать, но жизнь не дает. Это вечная тема для России. Вот, к примеру, «Калина красная» Шукшина. Ты говорил, что любишь этот фильм.

Так же, как и «Брата», — за главного героя.

Но там он совершенно другой.

Да, в Шукшине другая правда — рабочая, простая и мужицкая. У Бодрова есть ореол загадочности, а у этого тайны-то нет никакой. Вот он весь перед тобой, все его карты на столе. И твое право — хочешь ли ты эти карты потрогать. Хочешь — получишь. Именно этой своей дубовой простотой он и подкупает.

Кто из этих двух героев тебе ближе?

Багров недосягаем, в нем есть загадка. Ты не понимаешь, почему так, — он все недоговаривает. Тебе хочется понять, что находится там, за его глазами. Может быть, с возрастом, конечно, мне станет ближе Шукшин, но пока герой Бодрова ближе.

Как зрителю или как актеру?

Как зрителю.

Багров — это герой конца 90-х. Какой герой сегодня смог бы передать состояние страны?

Мне вспоминаются слова Хейфеца (Леонид Хейфец, театральный режиссер и педагог. — Прим. ред.), у которого я учился. Я делал отрывок из «Отцов и детей», играл Ба-

зарова, абсолютного героя своего времени. Когда роман был написан, кстати, многие нападали на Тургенева — мол, зачем такой человек нужен. Он же ничего не предлагает, только критикует! Я играл эту роль, а Хейфец советовал: «Паль, тебе нужно найти героя нашего времени». Я говорю: «Я не знаю, кто это». А он: «Подумай». Через несколько лет назад, когда шел «Прожекторперисхилтон», у Урганта еще там была такая компания почти отморозков, выставывающих друг друга и все вокруг. Может быть, доля правды есть в том, что они именно такие — современные Базаровы.

Когда ты снимался в «Тряпичном союзе», Базарова держал в голове? Может быть, Михаил Местецкий предлагал что-то подобное сыграть.

Местецкий нам этого не озвучивал. Но я на 100% уверен, что именно таких ребят, как Базаров, он имел в виду. Они в принципе не знают, что предложить, но их посыл в поиске истины и собственного предназначения настолько благороден, что даже разрушение простительно. Мы показывали на Сахалине этот фильм, и кто-то задал вопрос: «Хороший, наверное, фильм. Но вот чему вы учите молодежь? Разве они такими должны быть?» Миша ответил: «А какими?» Зритель: «Они вот пытаются взорвать там что-то. Это же неправильная молодежь». Мне кажется, что в свое время