[Без Заголовка]
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.
Утром жители с. Джалка Гудермесского р-на, двоюродные братья Ваха Калманович Камилов, 1953 г.р., и Кальбек Якубович Пашаев, 1955 г.р., поехали в Грозный, где ремонтировали дома и квартиры горожан. На пл. «Минутка» братья попали в перестрелку, в которой участвовали неизвестные лица и российские военнослужащие. К. Пашаев получил легкое огнестрельное ранение. В поисках укрытия они побежали по ул. Гудермесская. На глазах Зои, знакомой братьев, их схватили 3 военнослужащих, посадили в БТР без номера и увезли неизвестном направлении. Родные обращались во все комендатуры и ВОВД Грозного.
В ВОВД Октябрьского р-на сотрудники отдела признались, что братья доставлялись к ним, но после проверки через часа были освобождены.
По свидетельству жителя . Бердакел (Комсомольское) Грозненского (сельского) р-на, пожелавшего остаться неизвестным, в тот же день у гравийного карьера, находящегося между их селом и Ханкалой, остановился БТР. Из него военные вывели 2 человек. Свидетель утверждает, что видел, как их сначала избили, потом, подорвав гранатой, облили останки бензином и подожгли.
До 18 сентября (по другим данным, до 16 сентября) трупы Пашаева и Камилова лежали на дне карьера, прикрытые от бродячих собак и других животных досками и железом. Затем их похоронили на кладбище Бердакела.
Пашаев и Камилов были опознаны по остаткам одежды.
Лейла, жена К.Пашаева «У нас шестеро детей, мы едва зарабатывали на жизнь. 8 сентября мой муж Кальбек Пашаев поехал с двоюродным братом в город.
Они всегда уезжали утром, работали там до вечера, а потом приезжали в село.
Но в этот раз муж домой не вернулся.
На следующее утро мы поехали Грозный, и там нам сообщили, что их задержали и увезли во временный отдел Октябрьского района. Мы поехали туда.
Русские милиционеры сказали нам, что они действительно их задерживали и, разобравшись, отпустили часа через полтора.
Потом мы обратились прокуратуру, в военную комендатуру, к чеченским и к российским начальникам, но все было бесполезно. Мужа и его брата живыми найти мы не смогли.
20 сентября нам сообщили, что в Бердакеле захоронены неизвестные, вроде бы там есть вещи, по которым их можно опознать. Это оказались мой муж и его брат.
Потом нам рассказали, что 8 сентября в Грозном на "Минутке" была перестрелка, они попали под нее. Мой муж, Кальбек Пашаев, 1955 , был ранен, видимо, бок. Чтоб укрыться от пуль, они побежали. Их увидела женщина, ее зовут Зоя, которая их знала, и позвала в подвал своего дома.
Но за ними уже гнались трое федералов, двое русских и один восточным лицом. Они-то их и забрали пятидесяти метрах от подвала. Это были контрактники. Один спросил у моего мужа, откуда у него рана. Муж ответил, что от их выстрелов.
Захоронены они были 18 сентября, до этого их тела лежали в карьере.
Нам рассказал тракторист из Бердакела, что он видел, как к карьеру подъехал БТР без номеров. Военные вытащили оттуда двоих людей. Глаза у них были завязаны.
Над ними долго издевались. Заставляли бежать, потом бросили гранату. Потом подожгли их. Подожгли живыми, тракторист видел, как они корчились. На месте их гибели мы нашли кольцо от гранаты».
Медиса, жена В.Камилова «Мой муж утром 8 сентября уехал Грозный. Они с Кальбеком Пашаевым так ездили уже две недели. Занимались городе мелким ремонтом, зарабатывали понемногу. В тот день они попали в перестрелку на "Минутке".
Они часто бывали у той женщины, которая позвала их в подвал. Зоя хорошо знала, что они не виноваты ни в чем...
Тракторист не видел лиц тех, кто привез наших мужей к Бердакелу. Их убили 8 сентября, тела лежали карьере до 18 сентября, пока их не похоронили.
Через два дня мы поехали туда и опознали их по одежде».
11 сентября Около 16.00 был задержан и бесследно пропал житель Урус-Мартана Муслим Магомедович Агамерзаев, 1977 , проживавший по адресу: ул. Крупская, 13.
Очевидцы задержания рассказывают, что российские военнослужащие посадили молодого человека его же собственную автомашину «Жигули», стоявшую около вулканизаторской на ул. Советская, и увезли в неизвестном направлении. Позже другие свидетели видели, как эта машина въехала во двор военной комендатуры Урус-Мартановского р-на.
На следующий день ее обнаружили в нескольких километрах от города у АЗС на дороге Урус-Мартан - Алхан-Юрт. Автомашина была сожжена, в ее кузове имелись пулевые отверстия. Внутри нее нашли обгоревший труп мужчины.
Родственники не опознали в убитом М.Агамерзаева. Они обратились с жалобами в районную и республиканскую прокуратуры, а также в бюро В.Каламанова. Однако по данным на середину 2001 уголовное дело по факту похищения возбуждено не было. Сотрудники военной комендатуры отрицали факт задержания ими Агамерзаева.
Мать Агамерзаева вскоре после его бесследного исчезновения умерла от инфаркта.
13 сентября Между 16.00 и 17.00 в Урус-Мартане российские военнослужащие задержали местных жителей Магомеда-Али Вахаевича Абаева, 1970 , и его родственника Анвара Зиявдиновича Шаипова, 1976 , проживавших, соответственно, на ул. Ленина, 8 и ул. Спортивная, 37.
Их задержали центре города у помещения бывшей фабрики «Силуэт», в котором дислоцировался ОМОН из Ярославской области. Свидетели из числа местных жителей видели, как омоновцы сначала отвели мужчин на территорию фабрики, а затем вывели их оттуда через задние ворота и, затолкав в БТР, увезли неизвестном направлении.
По словам других очевидцев, задержанных посадили не в БТР, а в УАЗ.
Место содержания и дальнейшая судьба М.-А.Абаева и А.Шаипова не известны. Силовые структуры района отказываются признать участие своих сотрудников их похищении. В ответ на заявления, поданные родственниками районную прокуратуру, было возбуждено уголовное дело.
Матери исчезнувших людей 27-го и 29 сентября подали жалобу В.Каламанову, Специальному представителю президента РФ по соблюдению прав и свобод человека и гражданина в Чечне.
17 сентября В Грозном на ул. Первомайская возле средней школы № 7 военные обстреляли автомобиль. Водитель машины Халис Исаев и пассажирка Малика Абдуллаева были тяжело ранены.
Военные окружили раненых, не давая возможности оказать им помощь. Оказавшимся рядом людям показалось, что военные хотят добить Х.Исаева и М.Абдуллаеву. Но, видимо, поняв, что свидетелей преступления будет слишком много, разыграли спектакль: подбросили в багажник автомобиля гранату, достали видеокамеру и стали снимать, комментируя происшедшее так, будто они задержали «террористов» с поличным.
19 сентября В ночь на 19 сентября пьяные военнослужащие на БМП-2 ворвались в с. Танги-Чу Урус-Мартановского р-на. Они требовали у жителей водку и наркотики. Военные расстреляли автомашину «Жигули», жестоко избив ее хозяина Асламбека Кушалиева и пассажира Германа Шадукаева.
20 сентября Недалеко от с. Джалка Гудермесского р-на были найдены трупы 2 местных жителей: Магомеда Нурдиевича Таймасханова, 1968 , и Булата Магомцалаковича Вагапова. Поблизости от места их захоронения обнаружена яма, в которой оказались останки Шарпуди Махмадовича Усуева, 1955 , беженца из Грозного, проживавшего у родственников в Джалке.
По свидетельствам очевидцев, 15 сентября российские военнослужащие задержали их на временном блокпосту у железнодорожного переезда.
Поверх ямы, в которой были найдены останки М.Таймасханова и Б.Вагапова, убийцы положили труп собаки, над захоронением Ш.Усуева - отрубленную голову коровы.
Из заключения судмедэксперта следует, что кисти рук убитых были «подвергнуты температурному воздействию», проще говоря, их жгли на костре. Потом людей задушили удавкой. Кроме того, грудная клетка Усуева оказалась пробитой насквозь острым предметом диаме тром около сантиметра.
Рядом с захоронениями убийцы установили мину-растяжку, на которой подорвались и получили тяжкие увечья Руслан Исрапилов, 1971 , и Иса Исхаджиев, 1969 Они принимали участие в поисках перезахоронении тел погибших односельчан.
По сообщению агентства «Интерфакс», Р.Исрапилов и И.Исхаджиев получили тяжелые осколочные ранения при взрыве мины-растяжки на опушке ближнего леса (о причинах ранений не сообщается).
6 октября В полдень на ул. Гудермесская Грозного САУ бортовым номером 235 раздавил автомобиль «Москвич-412» желтого цвета, регистрационный номер Д 79-91 ЧИ, принадлежавший Шарпудину Татаеву. В автомобиле находилась семья Ш.Татаева: его жена Алла, дочь Аминат Абубакарова, 29 лет, и внучка Мадина, 2 года.
А.Абубакарова была на седьмом месяце беременности. Она и ее дочь Мадина погибли сразу. А.Татаеву в тяжелом состоянии доставили в больницу. Отец семейства в момент происшествия осматривал развалины своего дома и поэтому остался в живых.
Свидетели утверждают, что наезд не был случайным: механик-водитель выехал из колонны и сознательно направил САУ на стоявший на обочине автомобиль.
Жители близлежащих домов и проезжавшие мимо автомобилисты сразу заблокировали САУ, военная колонна, которой она находилась, не останавливаясь, ушла сторону Ханкалы.
Люди потребовали, чтобы на место происшествия прибыли начальство и следственные органы. Через некоторое время туда прие хал полковник, представившийся заместителем коменданта республики И. И. Бабичевым. Он дал указание, и самоходки были сняты прицел и затвор. Оттуда же, по словам очевидцев, военные забрали бутылки с водкой.
Ничего толком не объяснив, не ответив ни на один их вопрос, полковник уехал. Некоторые из свидетелей утверждают, что перед этим он связался с кем-то по рации.
После отъезда полковника над местом происшествия появились вертолеты, которые открыли пулеметный и ракетный огонь по собравшимся. Снаряды разрывались на территории дач, километре от ул. Гудермесская.
САУ военнослужащие отогнали перед наступлением «комендантского часа».
На следующий день Ш.Татаеву военные через соседей передали мешок муки, мешок сахара, два ящика тушенки и мешок риса. Видимо, так российское командование оценило жизнь 4 (вместе с неродившимся ребенком) человек.