Оригинал
Источник
Страница
18

Оправдание невозможно

Мы работаем над тем, чтобы улучшить качество распознавания текста этого материала.
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.

На протяжении десяти месяцев шел суд над Альбертом Хамхоевым, тренером по боксу. Фактически вся вина спортсмена в том, как уже не раз писал «ДОШ», что ему довелось тренироваться в одном зале с убитым участником нападения на пост полиции на федеральной трассе «Кавказ» возле сельского поселения Яндаре в Ингушетии. В деле этого обвинения, разумеется, нет формально всё строится на подброшенном оружии: этот нехитрый трюк успел стать традиционным.

Судя о положении вещей по телепередачам, можно подумать, что спортсмены у властей республики на особом счету им дарят иномарки, квартиры, их показывают по федеральным каналам во время олимпиад. Однако это лишь парадный фасад, за которым скрывается подчас совсем другое. Так, в 2013 году был похищен неизвестными популярный в Ингушетии спортсмен Ахмед Бузуртанов, руководитель бойцовского клуба «Kaloy Team». От властей так и не удалось получить вразумительного ответа на более чем законный вопрос, что же произошло. Бузуртанов до сих пор числится пропавшим без вести.

История злоключений Альберта Хамхоева, напомним, начинается с того, что, вернувшись домой со сборов в Москве, он был вызван в ФСБ, опрошен и почти сразу отпущен. Однако, пока он был в Москве, в Ингушетии произошло нападение на пост ДПС. А в зале физкультурно-оздоровительного комплекса, где Хамхоев работал тренером, тренировался один из участников того нападения по фамилии Мурзабеков. В октябре 2017-го к Хамхоеву нагрянули силовики, подбросили спортсмену пистолет и стали требовать признания, что этот пистолет ему подарил Мурзабеков. Альберт был подвергнут пыткам в застенках печально известного уже в Ингушетии ЦПЭ. «Мне надели провода на пальцы рук, а затем на мочки ушей» описывает спортсмен свой опыт в стенах «Центра «Э». «Когда я попросил воды, один из полицейских сказал, что после пыток током нельзя сразу пить воду, это может повредить здоровью, минут через 40 только можно. Мне надели черный пакет, били руками и пластиковой бутылкой, наполненной водой, из-за чего образовалась дырка на пакете, и я смог увидеть своего мучителя», - рассказывает Хамхоев.

Он заявил о происшедшем в «Комитет против пыток». В итоге состоялось опознание подозреваемого, и он смог опознать палача по характерным приметам. Уже был вызван спецназ для задержания уличенного в пытках, однако одновременно в здание Следственного Комитета, где проходило опознание, приехал новый временно исполняющий обязанности начальника ЦПЭ (предыдущий начальник был осужден на 7 лет тюрьмы), и опознанный силовик был отпущен. Теперь он разгуливает на свободе, даже не отстранен от работы в органах.

Альберт Хамхоев был переведен под домашний арест 14 марта 2018 года.

На один из судебных процессов был вызван в качестве свидетеля бывший сотрудник ЦПЭ, который заявил, что его заставляли подбрасывать оружие, когда же он отказался, его именно поэтому вынудили уволиться. Однако вызванный на следующий суд в качестве свидетеля и.о. начальника центра «Э» в ходе обмена репликами с адвокатами заявил, что он не заставлял никого подбрасывать оружие, а сотрудник уволен за нарушение устава. Также он сказал, что они задерживали многих, но никто не в обиде, один только Хамхоев возмущается.

11 сентября 2018 года суд, несмотря на очевидный факт, что Альберта пытали, вынес ему обвинительный приговор: 1,5 года условно за хранение оружия. Никаких доказательств вины Хамхоева в ходе судебного процесса предъявлено не было, приговор несправедлив, считает руководитель офиса ПЦ «Мемориал» в Ингушетии Тимур Акиев. Дело о пытках Хамхоева затягивается, рассказали представители «Комитета против пыток» Магомед Аламов и Альберт Кузнецов, которые занимаются заявлением Хамхоева.

Защитники подали на апелляцию, и 24 октября 2018 года состоялся пересмотр дела в Верховном суде Ингушетии, но судья взял самоотвод самом начале процесса, сославшись на то, что в феврале 2018 года, рассматривая апелляционную жалобу на избранную Хамхоеву меру пресечения, удовлетворил ходатайство защиты, исключив из доказательств письмо из ЦПЭ, и тем самым дал оценку доказательствам уголовного дела.

13 ноября 2018 года в Верховном суде Ингушетии прошло новое заседание по рассмотрению апелляционной жалобы на приговор Хамхоеву.

Новый судья Алий Оздоев оставил силе обвинительный приговор спортсмену, засчитав отбытый им арест в счет назначенного Хамхоеву условного лишения свободы.

Напомним, что 10 сентября 2018 года Назрановский районный суд приговорил Альберта Хамхоева к полутора годам лишения свободы условно, признав его виновным в незаконном хранении оружия (ч.1 ст.222 УК РФ). Адвокаты Хамхоева Александр Караваев и Джабраил Куриев посчитали этот приговор несправедливым, немотивированным и необоснованным, а выводы суда ошибочными. По мнению адвокатов, доказательства вины, на которые сослался суд, таковыми не являются тем более, что часть из них добыта незаконным путем. В своей апелляционной жалобе адвокаты просили отменить незаконный приговор, прекратить уголовное дело в отношении Хамхоева и рассмотреть возможность предоставить Хамхоеву право на реабилитацию. Представитель гособвинения приговор посчитал обоснованным и попросил суд его оставить без изменений.