На могилы убитых скинхедами премьер цветов не возлагает
Этот пост - часть проекта Ольги Алленовой "Что думает Кавказ о деле Мирзаева и Манежке"
Проблема взаимоотношений кавказцев и русских сложна и не имеет простого решения. Современный корень этой проблемы уходит в начало 1990-х. Тогда российские СМИ начали впервые открыто писать о «кавказской мафии». Положение резко ухудшилось после начала чеченской войны в декабре 1994-го года. После этого уже всех кавказцев стали выставлять в самом худшем, если не сказать зверском, виде. В то время как преступления российской армии в Чечне всячески замалчивались (если не считать выступлений редких правозащитников типа Ковалева), чеченский народ рисовали в самых мрачных цветах.
В последние лет 15 в сознании россиян, травмированных утерей империи, возник новый феномен. Россия для многих (особенно тех, кто всегда жил в Средней Полосе или в русскоязычной гомогенной среде) стала ассоциироваться исключительно с ареалом проживания русского народа. Для многих и сейчас является откровением, что всякие аварцы, кабардинцы, тувинцы, буряты и другие - это коренные жители Российской Федерации, ее граждане, для которых нет иной родины. Положение ухудшается тем фактором, что в последние 10–12 лет увеличился наплыв в крупные города Центральной России (особенно в Москву) трудовых мигрантов из других районов России (в том числе Северного Кавказа) и из Средней Азии. Для большинства жителей Москвы и Подмосковья, Санкт-Петербурга и других городов жители Северного Кавказа являются таким же иностранцами и чужаками, как и гастарбайтеры из Средней Азии. Москва (как и вся Центральная Россия) впервые столкнулась со столь массовым явлением трудовой миграции представителей других этносов. Все предыдущие века Центральная Россия сама была источником трудовой и переселенческой миграции в национальные окраины империи: Прибалтику, Кавказ, Сибирь, Среднюю Азию. Неудивительно, что жители Центральной России сейчас в штыки восприняли эту миграцию. Они просто не привыкли видеть на своих улицах такое обилие инородцев.
Все эти явления породили стойкую неприязнь жителей «глубинки» к "понаехавшим". Нет никаких объективных данных, что представители кавказских народов больше, чем другие этносы, участвуют в преступлениях, - но российские СМИ создают именно такую картину в общественном сознании граждан. Среди кавказцев хватает преступников, как и среди других народов. Но именно на кавказцев навесили ярлык зверей, насильников, бандитов. Мне в этом видится некоторая, хотя и несправедливая, но закономерность. Кавказцы привыкли к определенной модели поведения, к некой закрытости и клановости. Оговорюсь сразу — термин "кавказцы" не может быть корректным, так как не существует самого понятия "кавказцы". На Кавказе проживают самые разные народы, с разными культурными, языковыми и религиозными особенностями. Разные кавказские народы могут отличаться друг от друга так же, как, скажем, финны и греки, хотя и те, и другие являются европейцами. Надеюсь, что моя аналогия понятна. Если же говорить обобщенно, кавказцы не имеют комплекса жертвы и стараются вести себя везде с определенным достоинством. Во враждебной к ним среде это может выглядеть вызывающе. Такой стереотип поведения характерен для тех мест, где кавказцы в меньшинстве и во враждебном окружении. Русскому средней полосы России сложно поставить себя на место кавказца. Но представьте себе: как только житель Северного Кавказа выезжает за пределы своей резервации, своего "бантустана", он тут же оказывается во враждебно настроенной к нему среде. Это проявляется и в отношении милиции-полиции (постоянные денежные поборы, проверка документов, обыски), так и со стороны обычных граждан. Я уже не говорю про экстремистов из числа неонацистов и скинхедов. Такое сложно себе представить в любой другой столице многонационального государства. Даже просто снять квартиру для кавказца в той же Москве - это целая проблема. Почти все риэлторские конторы отказываются иметь дело с кавказским контингентом, заявляя прямым текстом, что с кавказцами они не работают. И это не просто дискриминация по этническому признаку, это самый настоящий апартеид против своих же сограждан в самом центре страны.
Что касается дел Черкесова и Мирзаева, я ни в коей мере не собираюсь оправдывать их действия. Но хочу задать следующий вопрос. В России ежечасно происходят драки между молодежью, ежедневно погибают в таких пьяных стычках люди. Но попадают ли эти драки в центральные СМИ? Нет, даже в местные СМИ они не попадают. Так почему же, как только дело касается кавказцев, любая стычка выносится на центральные полосы газет и в выпуски теленовостей?
Среди кавказской молодежи хватает преступных элементов, как и среди русских ребят и среди молодых людей любой национальности. Не хочу защищать убийцу, но и в деле Черкесова оказалось очень много неточностей, много лжи и передергивания фактов. Бытовой конфликт между двумя выпившими группами молодежи превратили в некий злобный заговор. Смею предположить, что если бы все произошло с точностью до наоборот, то есть, если бы убили Черкесова, а не Свиридова, это дело не имело бы вообще никакого резонанса и не попало бы в СМИ. В одну только Кабардино-Балкарию по данным Валерия Хатажукова, руководителя организации "Правозащитный Центр" за один только 2010 год было привезено несколько десятков трупов жителей КБР, убитых предположительно по мотивам национальной ненависти в других регионах России. Однако об этом не пишут СМИ, и даже наши местные не пишут; это не обсуждают на ток-шоу российского телевидения; и на могилы этих людей премьер-министр не возлагает цветов.
Есть проблема преступности, и ее можно решать только с точки зрения строгого исполнения закона, невзирая на лица. Мы живем в больной стране, в ненормальном обществе, где дискриминация — расовая, этническая, половая, возрастная — является общим местом, где слово "толерантность" является ругательным. Только установление нормального правового поля с одинаковыми для всех законами, спасет нас от взаимного истребления. Сегодня и на Кавказе, и в других регионах России мы имеем безнаказанную, полностью коррумпированную власть, мы имеем органы правопорядка, которые не выполняют свои функции, а вместо этого занимаются крышеванием, рэкетом, насилием и запугиванием граждан. Мы имеем прогнившие судебные органы, полностью зависимые от исполнительной власти. Вот с чем надо бороться. Когда законы будут едины для всех, тогда отпадет вопрос деления на «наших» и «ваших». По крайней мере, я очень на это рассчитываю.
И еще. В российских СМИ и интернете нередко можно услышать мнение, что северокавказские народы представляют некую демографическую или иную угрозу для России. Но это просто смешно. Все народы Северного Кавказа вместе взятые составляют менее 5% от населения России. Как 4% населения могут представлять угрозу для 80% русских или 96% россиян? Более того, большинство народов Северного Кавказа настолько малочисленны, что находятся в одном-двух шагах от полного исчезновения или ассимиляции. Языковая ассимиляция уже сейчас становится реальностью, когда в условиях городов и фактического запрета в РФ школьного образования на родном языке (кроме русского), всем народам Сев. Кавказа грозит скорая полная русификация.
Народы российского Кавказа хотят того же, что и все остальные россияне: достойной жизни для себя и своих детей, здоровья себе и своим близким, мирного неба, справедливости. Когда же власти России перестанут посылать смешанные сигналы на Кавказ? Когда прекратятся идиотские вопли "Хватит кормить Кавказ"?! Сегодняшняя политика федерального центра является полностью феодальной. Она даже хуже политики ордынских ханов по отношению к захваченным территориям. Те хотя бы забирали только часть ясака (налогов), оставляя подчиненным регионам самим распоряжаться оставшейся суммой. В России же Москва забирает из регионов всё до копейки, и потом милостиво перераспределяет эти средства регионам, исходя из своих интересов и выгод. Именно политика федерального центра держит Кавказ в дотационном состоянии, когда республики вынуждены просить средства для своих бюджетников. И кто эти бюджетники? Это те же пенсионеры (многие из которых русские бабушки), которые вкалывали на это государство всю жизнь. Это учителя и врачи разных национальностей, которые на Северном Кавказе получают самую мизерную зарплату, исходя из средних данных по России. И какое право имеют хамы в Москве орать "Хватит кормить Кавказ"? Кавказ, как известно, добровольно не входил в состав России. Мы были завоеваны. Абсолютное большинство жителей Северного Кавказа давно с этим смирилось. Это законопослушные люди, которые искренне считают себя россиянами, гражданами России. Увы, но не все россияне их не считают своими соотечественниками. Это печально. Пока мы не преодолеем этот ментальный барьер, отношения между этносами Кавказа и Большой Россией не улучшатся.
Другие блоги по теме:
“Кавказская проблема” не болезнь, а симптом
Лезгинка на Манежной и пьяный мат под окнами