Зачем Путину статья за клевету
Фото: Константин Мельницкий/Коммерсантъ Госдума приняла в первом чтении внесенный единороссами законопроект, возвращающий уголовную ответственность за клевету: 242 депутата проголосовали "за", 144 - "против", двое воздержались. Закон приняли голосами "Единой России", КПРФ, "Справедливая Россия" и ЛДПР выступили против.
Один из соавторов законопроекта, Александр Хинштейн, рассказывал PublicPost, что уголовная ответственность за клевету должна стать сдерживающим фактором для потенциальных клеветников, а также для защиты прав и интересов граждан.
Сейчас за клевету штрафуют — от 2 до 3 тысяч рублей. Депутаты решили, что штраф нужно увеличить "до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев". Предлагалась идея наказания за клевету в виде обязательных работ от 120 до 180 часов, ограничения свободы до одного года или принудительных работ на тот же срок. Но во вторник Владимир Путин высказался за возвращение статьи, но без санкций в виде лишения свободы. Статьи "Клевета" и "Оскорбление" были изъяты из УК в декабре 2011 года по инициативе тогдашнего президента Дмитрия Медведева.
Политологи рассказали PublicPost, почему за клевету, которую декриминализировал Дмитрий Медведев, хочет уголовной ответственности Владимир Путин.
Глеб Павловский, президент "Фонда эффективной политики"
"Это дубинка, которой помахивают перед носом общества"
Я не вижу смысла в обсуждении проблемы в контексте "Медведев-Путин". Это попытка сформировать реакцию общественности на критику власти. Власть пытается защитить себя. Впервые за всю историю последних ста лет власть публично заявляет, что имеет право обороняться от граждан. Это дубинка, которой помахивают перед носом общества люди, которые уже потеряли или скоро потеряют авторитет. Это безнадежная реакция. Она будет короткой и разрушительной. Эта система пожирает саму себя. Когда ты теряешь авторитет, ты должен больше улыбаться и хотя бы изображать любовь к населению. А тут вместо улыбки — оскал. Оскал власти — это худший пиар, который могут предложить Владимиру Путину, а он, очевидно, его принимает. Никакой Навальный со своей "агитмашиной добра" не сделает столько, сколько сейчас делает власть через центральные телеканалы — ежедневно демонстрируя такой оскал. Я не думаю, что это продлится долго: состояние безумия, бешенства обычно наталкивается на ограничение.
Дмитрий Орешкин, политолог
"Путин быстро и последовательно убирает слабину, которую дал Медведев"
У Медведева была хоть и маленькая, но возможность проводить аккуратную самостоятельную политику в рамках идеи о том, что свобода лучше, чем несвобода. Путин старался не вмешиваться, хотя де-факто контроль был в его руках. Путин быстро и последовательно убирает слабину, которую дал Медведев. Это происходит потому, что позитивных стимулов для разговоров с обществом становится все меньше — уже трудно говорить, что у нас живется лучше, богаче, увереннее, свободнее, чем в Европе. Это значит, что к власти будут претензии. Поскольку приоритет власти — контроль, значит, претензии нужно заранее нейтрализовать. Возвращается весь советский понятийный набор. Путин пытается восстановить эту систему, не имея железного занавеса и тотального контроля над СМИ. Власти хотят ограничить возможность говорить правду — это будет называться клеветой. Продолжение - в блоге на PublicPost >>>
Станислав Белковский, политолог, директор Института национальной стратегии
"Путин страшно обижен на человечество"
Я не могу, конечно, ковыряться в голове Владимира Владимировича Путина, но, на мой взгляд, Владимир Владимирович страшно обижен на человечество. Потому что человечество оклеветало его, как могло. Это явно так. Его сотни раз обвиняли в том, чего он не делал: в убийстве Политковской, которого он не заказывал, в убийстве Александра Литвиненко, к которому он не имеет никакого отношения, в том, что он в Чечне устраивает ГУЛАГ, а он его совершенно не устраивает. Я считаю его неэффективным правителем — но это совсем не то же самое, что кровавый правитель. Он не кровавый ни на секунду. Все убийства в нашей стране являются следствием либо бизнес-заказа, либо бытового разгильдяйства. Поэтому Путин страшно обижен на человечество и требует, чтобы человечество ответственно подходило к тому, что оно формулирует в отношение его, Путина: "Не обвиняйте меня в том, чего я не делал, обвиняйте в том, что я делал". Поэтому он возвращает ответственность за клевету, на мой взгляд.
Лилия Шевцова, политолог, ведущий сотрудник Центра Карнеги
"Администрация не могла бы не использовать еще одну возможность для того, чтобы закрыть клапан"
Рекриминализация клеветы лежит в контексте путинского поворота. Элементами этого поворота к репрессивным методам являются другие его решения — в частности, и неконституционное решение по поводу ограничения свободы граждан на организацию митингов, и принятие новых поправок к закону о некоммерческих организациях, и ограничение доступа в интернет под совершенно смешным предлогом борьбы с педофилией, и так далее. То есть речь идет об усилении репрессивного характера всего режима, и в рамки этого как раз укладывается и судебное наказание за так называемую "клевету". А дальше мы можем говорить и о других мерах по усилению давления государства на гражданское общество, ограничению политических и гражданских свобод. То есть всё это естественно. Это было бы даже неестественно, если бы администрация не использовала бы еще одну возможность для того, чтобы закрыть клапан.