Выборы под хруст попкорна
Первые недели октября, казалось бы, полны в России самых разнообразных электоральных ожиданий. В довесок к стандартному пакету единого дня голосования в пяти регионах после восьмилетнего перерыва вновь стартуют губернаторские выборы. Одновременно часть оппозиции выбирает Координационный совет. Страсти, казалось бы, должны кипеть и зашкаливать. Но если они где и кипят, то в основном в интернете. Несмотря на бодрые прогнозы социологов, организаторам выборов приходится идти прямо-таки на цирковые трюки, чтобы выманить к урнам для голосования хоть кого-нибудь — и шоу в некотором роде становится основным, если не единственным смыслом происходящего.
Иначе трудно объяснить, к примеру, откровенно пародийный скандал в Брянске, где губернатора-единоросса Николая Денина, снятого областным судом с дистанции, защищают местное "Яблоко" и лично Владимир Жириновский. Защитники и сам кандидат при этом не стесняются публично заявлять, что скандал является результатом коррупции, поразившей всю область, в том числе и суд. Как будто Брянской областью в последние восемь лет руководил вовсе не Николай Денин, ныне несправедливо гонимый.
В подмосковных Химках, которые 14 октября собираются выбирать мэра, единороссов пока с выборов не снимают. Зато там баллотируется в градоначальники Сергей "Паук" Троицкий, который обещает сделать Химки вторым Лас-Вегасом, устроить для детей зоопарк с картонными зверями на солнечных батареях и навсегда установить в городе хорошую погоду с помощью устройств, изобретенных в Сколково Дмитрием Медведевым.
Яростные оппозиционеры, естественно, уверены: Паука наняли, чтобы он отвлек горожан от голосования за защитницу Химкинского леса Евгению Чирикову, оспаривающую должность мэра у исполняющего обязанности градоначальника Олега Шахова. Хотя в реальности сравнительно невинные кривляния Паука привлекают хоть какое-то позитивное внимание к кампании. Не исключено, что те несколько человек, которых он заманит на участки, в итоге проголосуют как раз за Чирикову.
Схватка Чириковой с Шаховым, по идее, должна быть битвой добра со злом — типа той, которую весной дал в Астрахани Олег Шеин. За несколько дней до выборов противники должны во всеоружии стоять лагерями друг против друга, а их флаги — реять на ветру на виду у всех. Но вот парадокс — узнать об этой битве средний житель или гость Химок может разве что из мусора, который рассовывается по почтовым ящикам и раскладывается по подъездам. В остальном — ни флагов, ни герольдов: как будто всем участникам битвы ее исход ясен заранее.
Примерно та же картина с выборами Координационного совета. Как и предполагалось, эта инициатива в основном остается в рамках небольшого сегмента рунета — того, который почти в полном составе развиртуализируется на "Маршах миллионов".
Простой гражданин, разделяющий тезис о честных выборах и требование отставки президента Путина, может, потратив некоторое время у компьютера, принять электронное участие в некой процедуре, регламент которой не до конца ясен самим инициаторам. При этом ему предлагается поделиться с системой гораздо большим объемом персональных данных, чем на обычном избирательном участке. Если у гражданина нет интернета, его шанс принять участие в процедуре выборов КС становится призрачным: организаторы говорят о примерно сотне участков на всю Россию, и их функционирование которых зависит от местных волонтеров. Ни оповещения о месте нахождения участков, ни элементарной навигации — куда идти, как голосовать — нигде, за исключением интернета, нет.
А ведь организаторы заявляют, что по итогам этой кампании они получат легитимную структуру управления протестным движением, опирающуюся на широкий общегражданский консенсус. Это не меньший абсурд, чем Паук в роли мэра Химок. Широкий общегражданский консенсус бывает, когда толпы желающих голосовать валят на площади и стоят в очередях на избирательных участках — как это было, скажем, на первых частично свободных выборах Советов в 1989-м году. Когда обо всей процедуре в 140-миллионной стране знают несколько десятков тысяч человек, широкий общегражданский консенсус, как ни печально, составляют те, кто не знает и никогда на узнает об очередном интернет-флешмобе. Между тем даже внутри группы посвященных торжествует шоу: в лидерах теледебатов на канале "Дождь" — Михаил Шац и Татьяна Лазарева. Это, бесспорно, мило. Но несерьезно.
Балаган перестает быть главным элементом выборов, если выборы — это инструмент реального воздействия на действительность и для избирателей, и для кандидатов. Тогда не так уж принципиально, кого избирают — губернатора или Координационный совет оппозиции. Опуская бюллетень в урну или вбивая номер своего мобильника в форму на сайте, человек должен быть уверен: он — не участник имитации. А если такой уверенности нет, не помогут ни Паук, ни Татьяна Лазарева.
Процедура — это, безусловно, очень важно, пренебрежение регламентом может поставить под сомнение легитимность того, что получается в результате — как это случилось с думскими выборами 2011 года. Но процедура без смыслового ценностного наполнения превращается в пустую имитацию. В основе политики не процедура, а ценности, то есть прежде всего некая система ясных ответов на вопросы, которые перед людьми и страной ставит реальность.
Вопросов много. А вот ответы в явном дефиците. Всю пресловутую пассивность с российского общества ветром сдует, едва появится признак мало-мальски внятного ответа. Примерно это произошло в декабре 2011-го. Проблема в том, что ребята, попытавшиеся сформулировать ответ, несколько увлеклись процессом собственного превращения в "профессиональных революционеров" и дележкой мест в президиуме. А спрос на ценности по-прежнему огромен (и это, похоже, понимают те либералы, леваки и националисты, которые уклоняются от участия в "куриях" КС). Политики, что на Старой площади, что на Болотной — не в состоянии удовлетворить этот спрос, пока они заняты процедурой и не отвечают на вопросы по существу. Вот и приходится заманивать зрителей остывшим попкорном.
| Губернаторские выборы. Спецпроект PublicPost | |||
| После многолетнего перерыва в России пройдут выборы губернаторов. Что происходит в каждом регионе и в чем главная интрига - читайте в новом спецпроекте PublicPost. >>> |