Молодая гвардия Навального
Фото: Александр Вайнштейн/Коммерсант Из популярного блогера за последние два года Алексей Навальный превратился в одного из лидеров оппозиции и влиятельного борца с коррупцией. Впрочем, Навальный уже давно не работает в одиночку: он возглавляет большую команду, в которую входят сотрудники антикоррупционных проектов "РосПил", "РосЖКХ", "РосВыборы", "Добрая машина правды" и других. О самом Навальном известно уже многое (в том числе и то, что он хочет стать президентом), а вот о его команде — нет. PublicPost вспомнил, с чего все начиналось, и поговорил с самыми молодыми сотрудниками проектов "РосПил" и "РосЖКХ" о том, зачем они пошли работать к Навальному и что из этого получилось.
РосНавальный
Свой первый крупный проект — "РосПил" Навальный запустил в декабре 2010 года. Цель проекта — находить коррупционные схемы в госзакупках — иными словами, мешать чиновникам закупать дорогие машины и позолоченную мебель за счет бюджета.
После "РосПила" проекты стали открываться один за другим: в 2011 году запустили "РосЯму", Фонд борьбы с коррупцией, в 2012 году стартовали "РосВыборы" (для наблюдения за президентскими выборами 2012 года) и "Добрая машина правды" (система публичной дискредитации представителей власти, которых Навальный и его команда считают замешанными в коррупции и превышении полномочий). Последним открылся в ноябре 2012 года "РосЖКХ", который помогает частным лицам бороться с нерасторопными коммунальными службами.
Со времен создания "РосПила" команда Навального существенно расширилась. Семь ее членов баллотировались в октябре 2012 года в Координационный совет оппозиции. Четверо, не считая самого Навального, прошли — Георгий Албуров ("РосВыборы" и "ДМП"), Владимир Ашурков (Фонд борьбы с коррупцией), Любовь Соболь ("РосПил") и Владислав Наганов ("ДМП"). Впрочем, эти четыре человека — лишь небольшая часть команды: в одном только "РосПиле" семь человек.
Подобраться к "бойцам невидимого фронта" не так-то просто: все вопросы решаются через пресс-секретаря Анну Ведуту, которая координирует работу со СМИ. Сотрудники, в том числе Навальный, сидят в офисе недалеко от станции метро "Таганская". По их словам, они помещаются в трех комнатах. Журналистов туда больше не зовут: разве что тех, кто берет интервью у самого Навального — со всеми остальными нужно встречаться на нейтральной территории. По словам Ведуты, такое решение приняли недавно: шума и прессы много, а вот кабинетов всего три, все это не способствует рабочей атмосфере.
Проекты Навального существуют за счет денег, собранных Фондом борьбы с коррупцией. В феврале 2011 года Навальный бросил клич у себя в блоге, что "РосПилу" нужны деньги: для их сбора был создан Яндекс-кошелек. Уже к маю удалось собрать почти 6 млн рублей. По такой же схеме собирали деньги все остальные проекты. В 2012 году Навальный даже опубликовал список людей, которые открыто поддержали и дали денег Фонду борьбы с коррупцией — среди "16 смелых" оказались писатель Дмитрий Быков, журналист Леонид Парфенов и бизнесмены Александр Лебедев и Алексей Савченко из "Альфа-групп".
Зарплату сотрудники всех проектов получают из пожертвований, которые собирает Фонд борьбы с коррупцией: средняя ставка роспиловца — 70-80 тысяч, ребят из "РосЖКХ" — по 60 тысяч. Рабочий день нормированный, Навальный как начальник, говорят, либеральный. Среди минусов сотрудники называют высокую вероятность внезапных проверок и обысков.
Дмитрий Левенец, 23 года, "РосЖКХ"
.jpg)
Фото: Аня Айвазян/PublicPost
Координатор "РосЖКХ" Дмитрий Левенец родился и вырос в подмосковных Люберцах. В школьные годы он участвовал в прокремлевском молодежном движении "Наши". Правда, как он говорит, сразу после окончания школы отошел от "нашистов". В 2012 году Левенец закончил юрфак "некоего", как он сам выражается, ГАУДН (Государственный академический университет гуманитарных наук). Работал новостным журналистом в Каспаров.ру, The Village, Look at Me и "Афише". Карьера жкхшника началась с борьбы против люберецких коммунальщиков. Потом он вошел во вкус и вместе с подругой сделал первый крупный волонтерский проект в Подмосковье — "ДомДворДороги". О проекте много писали и говорили: даже "Первый канал" сделал репортаж. За помощью Левенец обращался, по его словам, ко всем подряд: писал и Путину, и Навальному. Путин так и не ответил, зато Навальный заметил и позвал на работу. В ноябре 2012 года Левенец стал координатором "РосЖКХ".
"Нашист" и оппозиционер
Когда я еще учился в школе, жил в Люберцах, еще не было интернета и был только "Первый канал", где показывали все эти сборища "нашистов". Тогда мне это казалось чем-то удивительным, масштабным и крутым. И да, я типа участвовал в движении, был такой проект "Уроки дружбы" — приглашали африканцев в национальных костюмах, мы ездили по школам и устраивали представления. Потом я попал в Каспаров.ру. Там у меня все перевернулось в голове, меня переклинило в обратную сторону. Я выходил на митинг, голосовал на выборах в КС, дважды был наблюдателем.
Про Навального
С Навальным работать круто. Безусловно, все заслуги приписываются ему. Он свой политический капитал наращивает через все эти социальные гражданские проекты.
Навальный никогда не забирает всю славу себе — я хожу на "Дождь", я даю интервью. Он ретвиттит мои статусы.
Он вообще очень лояльный.
Про борьбу
Я вообще больше не хочу лезть на баррикады. Борьба мне уже вот здесь вот сидит. Все мы тратим столько сил, а в итоге "РосЖКХ" воспользовались уже 60 тысяч человек за эти пять месяцев, 25 тысяч проблем галочкой они отметили, что решены. Но на самом деле в масштабе страны это крошечные цифры. В Москве меньше 1% граждан отправляли заявления вообще в жилищные инспекции, не то что через "РосЖКХ".
Про "РосЖКХ"
Мы помогаем людям бороться с коммунальщиками. Разные регионы очень по-разному реагируют на заявления и жалобы. В Тульской области, например, инспектор присылает жуткие ответы и отказы людям, у человека там балкон рушится, а он говорит, что они ничего делать не будут.
Про будущее
В будущем хотелось бы стать мэром небольшого города, тех же Люберец своих, и заниматься коммунальным жкхшным благоустройством. ЖКХ — это модно, это новый черный.
Любовь Соболь, 25 лет, "РосПил"

Фото: Аня Айвазян/PublicPost
Одна из ключевых фигур в команде "РосПила". Соболь закончила с красным дипломом юрфак МГУ. Еще в университетские годы она несколько раз была наблюдателем на выборах. По ее словам, все время попадала на участки, где вбрасывали бюллетени и фальсифицировали результаты. Еще учась на юрфаке, мечтала попасть в команду Навального. Соболь баллотировалась в Координационный совет оппозиции в 2012 году и, к собственному удивлению, прошла с хорошим результатом — заняла 15-е место (с 25 270 голосами), обогнав многих популярных оппозиционеров со стажем. Из людей Навального лучший результат показал только Владимир Ашурков.
Про юрфак МГУ
На юрфаке были очень разные люди. Там много мальчиков и девочек, родители которых работают в каких-то органах. Со мной вместе училась дочка Яровой Катя (Ирина Яровая — депутат Госдумы от фракции "Единая Россия" — прим. ред.), сын первого заместителя генпрокурора Буксмана Артур сидел со мной за одной партой. Про Буксмана говорят не самое лучшее. При этом о сыне такого сказать совершенно нельзя. С другой стороны, есть очень много других ребят, для которых приоритетом является свобода и совесть.
Навальный-начальник
Я каждый день читала его посты. Помню, как сидела и думала, когда же он напишет пост, у меня уже была практически ломка. До встречи с Навальным я представляла его как сильного человека диктаторского типа. Тогда еще ходили все эти шутки, что Навальный фюрер, "нашисты" делали какие-то демотиваторы с Гитлером, и мне казалось, что он очень сильный и властный человек. Когда я пришла к нему на работу, поняла, что это совершенно не так. Он человек демократического склада характера и отношения к людям. Алексей любит "Футураму", "Симпсонов", смотрит сериалы.
Как мужчину я его не рассматриваю, для меня он бесполое существо.
Как и все остальные коллеги. Мне он нравится как борец с коррупцией.
Навальный-бренд
То, что мы отправляем все заявления в госорганы от "РосПила" под именем Навального, очень помогает. Госорганы реагируют быстрее, тщательнее рассматривают вопросы и тщательнее формулируют свои ответы, даже отписки на наши заявления, потому что они знают, что все это может быть опубликовано. В судах, наоборот, сложнее, потому что у нас практически большинство дел идет отказных, хотя по аналогичным основаниям другие выигрывают.
Про риски
Единственный минус — это риски: могут провести обыск, могут незаконно задержать. Два года назад, когда я приходила работать к Алексею, такого не было, это сейчас все так закрутилось. Мне не страшно. Ну придут ко мне с обыском — самое ценное, что у меня есть, — это два кота. Брать у меня нечего, компромата на меня тоже нет.
Про КС
У меня было больше шансов не пройти, чем пройти в КС. Я вообще не думала, что опережу Удальцова, Немцова и прочих очень известных людей. Если бы тогда мне кто-нибудь сказал, я бы не поверила. Наверное, появился запрос на новых людей, новые лица. Мне кажется, мы действуем достаточно независимо, чтобы все поняли, что мы не являемся какими-то там спойлерами, людьми, которые нужны Алексею еще для одного голоса. Разговоры, которые были перед выборами, что Навальный пытается протащить своих людей, сейчас прекратились. Я вношу собственные инициативы, выступаю. Последняя инициатива — заявление в следственные органы Москвы по поводу провокации, устроенной на Болотной площади 6 мая. Единогласно весь КС проголосовал за это заявление.
Дмитрий Таралов, 27 лет, "РосЖКХ"

Фото: Аня Айвазян/PublicPost
Вместе с Дмитрием Левенцом Таралов работает в проекте "РосЖКХ". Он родился в Мурманске, там же закончил Мурманский государственный технический университет. По образованию Дмитрий Таралов социолог. Больше пяти лет он работает в сфере ЖКХ. В 2006-2009 годах Таралов был гражданским активистом, участвовал в "Маршах несогласных", состоял в партии "Яблоко" и участвовал в движении "Оборона". В 2009 году отошел от оппозиционной деятельности и занялся ЖКХ. Таралов переехал в Москву специально, чтобы работать в команде Алексея Навального.
Про Болотную
Болотная дала какой-то импульс надежды. До этого казалось, что все уже, ребята, мы затухаем, медленно умираем. Все это будет лет на 50-70. А потом оказалось, что я такой не один, а в Москве еще десятки тысяч. Это дало стимул продолжать и надеяться.
Про "РосЖКХ"
25 тысяч решенных дел — это 25 тысяч человек, которым мы помогли. Это круто, замечательно, и для гражданской активности это, возможно, один из лучших результатов по стране.
Здорово выходить на митинги, здорово защищать Химкинский лес, но 25 тысяч отремонтированных кровель, подъездов, почтовых ящиков — это очень круто.
Про тень Навального
С 14 лет я живу при фактическом правлении Путина, и мне, на самом деле, разумом очень сложно воспринимать какого-либо человека, не являющегося креатурой Кремля, как политического лидера. Навальный меня изначально привлек как правозащитник и гражданский активист. Я представлял его другим, несколько сложнее, величавее. Все оказалось чуть проще, но в то же время гораздо лучше. Можно сказать, что мы все находимся в тени Алексея, но лично меня это совершенно устраивает. Мне комфортно в тени Алексея Навального и за его спиной.
Анатолий Шашкин, 25 лет, "РосПил"
.jpg)
Фото: Аня Айвазян/PublicPost
Самый молодой роспиловец. Шашкин закончил юрфак МГУ. До прихода к Навальному он успел поработать в адвокатском бюро и юридических отделах нескольких фирм. В "РосПил" Шашкин попал через бывшую однокурсницу Любовь Соболь. Он признался, что до декабря 2011 года совсем не интересовался политикой. Впрочем, даже попав в команду Навального, Шашкин старается не ввязываться в политическую борьбу: по его словам, ему достаточно его юридической работы, которая и так приносит пользу.
Навальный-философ
Он был самым симпатичным персонажем из всей так называемой оппозиции. Честно говоря, Удальцов и Яшин мне менее симпатичны. Навальный предлагает какую-то другую философию, другое видение. В работе он дает нам практически карт-бланш. Как руководитель Алексей очень либеральный.
Когда я только пришел в фонд, нас позвали на обед. Сидит Навальный, и мы спокойно разговариваем о книгах.
И нет никакой дистанции.
Про юрфак МГУ
Знакомые с юрфака иногда обращаются. На юрфаке МГУ вообще куча проблем. Там тоже есть коррупция и злоупотребления. Чем могу, тем помогаю. Декан, который уже 10 лет на посту, проблемами студентов мало занимается — строит храмы, в Женеву по своим делам летает.
Про "РосПил" и риски
Я участвую в рабочей группе "Открытого правительства" по госзакупкам. У нас был проект по латинице (о том, как некоторые чиновники используют латиницу в документах на тендеры, чтобы обмануть онлайн-систему поиска — прим. ред.). Нас после этого пригласили. Еще я работаю сейчас с законом 223 про госкорпорации, которые закупают сопоставимо с госорганами, и этим практически никто не занимается в плане общественного контроля. Кстати, когда мы пишем какую-то жалобу и в ней указан подписант Алексей Навальный, госорганы совершенно иным образом реагируют на нее. В этом тоже плюс. Я думал о рисках работы у Навального. Но у меня есть субъективное ощущение, что за мной не придут. А если даже придут, то как придут, так и уйдут.
Про профессию
У меня юридическая работа, поэтому я от всего политического дистанцируюсь. Борцом с режимом я чувствую себя весьма условно. Демшизовости во мне совсем нет. Раздражает, что воруют, лицемерие власти и депутатов, ханжество. Огульную критику я не люблю. У меня много друзей, которые настроены консервативно, с которыми я беседую, и они меня уравновешивают. В либеральной тусовке я не участвую. У нас некоторые люди из офиса участвуют, а другие сосредотачиваются на сугубо юридической работе. Им хватает деятельности в рамках проекта "РосПил". Это как раз мой случай.