Дата
Источник
Сохранённая копия
Original Material

Саморазрушение НКО



Громкие дела 3 805 3 16.05.2013, 11:12

Саморазрушение НКО

Скопируйте код в ваш блог
Статья будет выглядеть вот так:
Саморазрушение НКО

Конфликт НКО и Минюста из-за закона об «иностранных агентах» близок к разрешению. Slon опросил представителей общественных организаций, готовы ли они самоликвидироваться •
Подробнее на Slon.ru

Министр юстиции Александр Коновалов уже публично пригрозил ассоциации «Голос» начать в суде процедуру ее ликвидации, если она сама себя не внесет в список иностранных агентов. Большинство НКО, у которых государство обнаружило занятие «политической деятельностью» и зарубежное финансирование, не собираются добровольно объявлять себя агентами других стран и скорее предпочитают пресловутому реестру собственное закрытие. Slon поговорил с руководителями российских НКО, чтобы узнать, к какому будущему они готовятся, многие ли из них готовы пойти на самоликвидацию.

Григорий Мельконьянц, замдиректора ассоциации «Голос»

«Заявление министра юстиции говорит о том, что он не совсем юридически грамотен. Якобы решение суда о том, что мы иностранные агенты – оно еще не вступило вступило в силу, так как сейчас идет процесс апелляции. Но смущает больше всего то, что так пристрастно они относятся только к нашей организации: Минюст должен был сперва предупредить о возможных нарушениях, чтобы мы их могли ликвидировать, а только потом выписывать протокол, по которому был назначен суд. Но они пошли в прямо противоположенном порядке. К тому же даже в случае вступления в силу судебного решения Минюст будет должен по закону только приостановить нашу деятельность, но они уже заявляют о ликвидации. Явно у Минюста есть желание устранить именно нашу организацию, хотя у нас нет иностранного финансирования, и они об этом знают.
Главная цель властей при ликвидации «Голоса» – это даже не помешать наблюдению на ближайших выборах, это скорее подготовка к избирательным кампаниям 2016 и 2018 годов. За это время власти должны будут создать фейковые организации и попытаться занять нишу независимых наблюдателей, объявив, что выборы прошли гладко и чисто.
Но мы на это положение смотрим оптимистично: свет клином не сошелся на юридической регистрации названия «Голос». Даже если «Голос» ликвидируют, мы можем использовать партнерские организации или пытаться перерегистрироваться, хотя это и будет сложно. Но закрытия мы совсем не боимся. И мы точно будем наблюдать на выборах в единый день голосования 8 сентября. Вскоре мы соберем необходимые средства и объявим бюджеты.

Павел Чиков, глава Ассоциация «Агора»

По закону – чтобы попасть в список иностранных агентов, мы должны подать такое заявление. А у нас нет желания так делать и вряд ли оно появится даже перед угрозой закрытия. Что же касается угроз ликвидации НКО, которые исходят от государства, то по ним «Голос» лидирует, если можно так сказать. Минюст в этой ситуации считает себя хирургом со скальпелем, который по закону об иностранных агентах вырезает только «Голос». Причем сотрудники «Голоса» слышали от представителя Минюста Татьяны Вагиной, что кроме «Голоса» никого Министерство больше не будет никого так мочить. Но, нынешнему положению дел, позиция Минюста выглядит как политическое решение именно против «Голоса». Правда, кроме Минюста дела по административной статье может возбуждать еще прокуратура, которая хватает как иностранных агентов всех подряд.
Наталья Таубина, глава «Общественного вердикта»

Мы не согласны с позицией прокуратуры, которая считает, что практически вся деятельность является политической, и мы будем обжаловать их претензии в суде. Их утверждение о том, что наша организация действует в интересах зарубежных государств, является ложью, и мы будем искать все возможности, чтобы не входить в этот реестр. Но даже если у нас не будет никакого другого выхода, мы все равно предпочтем закрытие, чем вхождение в список иностранных агентов. Впрочем, пока еще есть надежда, что президент и Госдума изменят закон, поменяют в нем хотя бы термин «иностранные агенты» на «организации, получающие иностранное финансирование». Под таким названием мы не видим никакой проблемы для регистрации.
Вопрос о том, что из-за принципиальности в нежелании называться иностранными агентами могут закрыться действительно важные и полезные НКО, – на самом деле сложный. Но мы прекрасно знаем историю нашей страны: даже в советский период, когда это невозможно было делать в легальных организациях, люди боролись за защиту прав человека, хотя и понимали все риски. Поэтому работа правозащитников продолжится при любом развитии ситуации.
Юрий Вдовин, замруководителя «Гражданского контроля»

По моим наблюдениям, прокуроры вели себя с нами по-разному. Некоторым явно было не в наслаждение заниматься проверками. Но пока они просто выразили недовольство: мол, в следующий раз у вас что-то найдем, и – ух! – вам не поздоровится! Но это же не свинячье дело прокуратуры, откуда мы берем деньги, осуществляя нашу работу, которая соответствует всем законам Российской Федерации. Сейчас нужно добиваться не исправления этого ужасного закона об иностранных агентах, а полной его отмены. И мы будем делать это любыми процедурами! В стране произведен антидемократический переворот агентами КГБ СССР. Обязанность гражданина – с такой властью бороться. То, что сейчас происходит, это не закон, а беззаконие в рамках закона. До закрытия, если нам такое будет грозить, мы будем. Но в любом случае, я думаю, до нашего закрытия и ликвидации других известны НКО дело не дойдет: иначе это будет такое позорище для властей, на которое они ни в жизнь не пойдут.
Елена Панфилова, Transparency International

Пока мы не собираемся закрываться. Потому что мы считаем, что неправильно все это, мы будем оспаривать все в суде до последнего. Шансы так себе, но это же не значит, что этого не надо делать.


Арсений Рогинский, «Мемориал»

Мы будем оспаривать решения во всех возможных судах, конечно, наше заявление уже лежит в Европейском суде по правам человека, на этой неделе мы будем оспаривать факты проверок наших организаций. Нет, нас не закроют. Невозможно закрыть гражданскую инициативу. Это значит, что она будет переформатирована. Организации «Мемориала» могут начать процесс самопреобразования. Самое главное – сохранить деятельность. Все мы будем искать легальные способы для ее продолжения.
Олег Орлов, «Мемориал»

Мы не будем регистрироваться как иностранный агент. Не получится, значит, будем смотреть, что с нами будет делать власть. Включая обращения к российской и международной общественности. Мы уже подали жалобу в Европейский суд по правам человека, попросили рассмотреть ее во внеочередном порядке.

Предыдущий материал

Пять причин продолжить поиски убийцы Буданова

1 месяц назад 2 960 2

Следующий материал

Накликал беду. Как соцсети рушат карьеру

2 недели назад 15 987 1

Комментарии

Alexandr Zaharov 3 недели назад

0 +

Упертые.

Ответить Ссылка

Vladimir Zamansky 2 недели назад

0 +

Пусть высказывание Чикова корректор перечитает.

Ответить Ссылка

Vladimir Zamansky 2 недели назад

0 +

Там два раза слово "никого" повторяется, без нужды.

Ответить Ссылка

Авторизируйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментировать Уважаемые читатели! Просим вас, оставляя комментарии, уважать друг друга и не злоупотреблять свободой слова. Администрация сайта будет удалять:

1. Комментарии с грубой и ненормативной лексикой.
2. Оскорбления, угрозы и непристойные высказывания.
3. Высказывания, разжигающие национальную, религиозную и прочую рознь и вражду.
4. Комментарии, содержащие другие нарушения законодательства и прав граждан.
5. Комментарии, рекламирующие и продвигающие другие веб-ресурсы, товары и услуги, а также комментарии, не имеющие отношения к дискуссии.
Полная версия правил.

Пользователи, которые нарушают эти правила грубо или систематически, будут заблокированы.