Дата
Автор
Евгений Карасюк
Источник
Сохранённая копия
Original Material

«Крик отчаяния». Что происходит, когда государство приказывает ценам замереть


«Консультации провести и доложить», – распорядился глава кабинета Дмитрий Медведев. «Кризиса нет», – твердо заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Уверенная риторика и действия правительства в ответ на непрерывно дорожающее топливо вполне могут убедить обывателя в том, что на самом верху, наконец, осознали всю серьезность ситуации – и исполнены решимости ее исправить.

Как именно? В соответствии с проверенным сценарием.

Нужно в очередной раз объяснить населению, как вообще так вышло. И при этом верно расставить акценты. Версия президента Путина, высказанная им в начале минувшего лета: «Неточное, мягко говоря, регулирование». Сегодня ответственность за динамику цен – только с начала года литр АИ-95 подорожал более чем на 5 рублей, или на 12%, что втрое превышает официальную инфляцию – устами главы «Роснефти» Игоря Сечина возложена на «монопольные структуры» независимых АЗС, а правительством – на жадных до спекуляций биржевых трейдеров. То есть, в сущности, на дикий рынок, неподконтрольный государству малый и средний бизнес.

В то время как разумная ценовая политика отличает в этой стране вертикально-интегрированные компании. То есть крупные государственные и частные нефтяные холдинги, знающие цену социальной ответственности («Мы – нефтегазовая держава, [и] они тоже граждане нашей страны, национальные компании», – поясняет Козак).

Следующий шаг – замораживание розничных цен на нефтепродукты. Россия не Америка, где аналогичное решение президента Никсона в начале 1970-х спровоцировало почти советские очереди к заправкам. Подписывая на совещании у Козака в понедельник соглашение о мерах по стабилизации цен на моторное топливо, «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл» и другие крупные нефтяники едва ли испытывали сильное беспокойство за судьбу рынка.

Конечно, подобные меры являются чрезвычайными и потенциально взрывоопасными. Так, экономист Сергей Алексашенко в своей последней книге относит попытки заморозки цен к рискам «экономических потрясений, ведущих к смене политического режима» – ни много ни мало. Но, во-первых, такое уже происходило – о заморозке цен на бензин правительство договорилось с нефтяниками еще в июне (к тому же три года назад метод опробовали на продовольственной рознице, и, казалось бы, все живы). А во-вторых, в российском нефтяном бизнесе, многократно доказывавшем способность справляться с более серьезными бедами, все готовы мириться с временными изменениями правил игры.

Или не все?

Подпишитесь, чтобы прочитать целиком

Оформите подписку Redefine.Media, чтобы читать Republic

Подписаться [Можно оплатить российской или иностранной картой. Подписка продлевается автоматически. Вы сможете отписаться в любой момент.]

Куда идут деньги подписчиков

Большинство материалов Republic доступны по платной подписке. Мы считаем, что это хороший способ финансирования медиа. Ведь, как известно, если вы не заплатили за то, чтобы это читать, значит кто-то другой заплатил за то, чтобы вы это читали. В нашем же случае все по-честному: из ваших денег платятся зарплаты и гонорары журналистам, а они пишут о важных и интересных для вас темах.
Ключевая особенность нашей подписки: ваши деньги распределяются между журналами Republic в зависимости от того, как вы их читаете. Если вы читаете материалы одного журнала, то ваши деньги направятся только ему, а другим не достанутся. То есть вы финансируете только то, что вам интересно.
Republic использует подписку Redefine.Media. Для оформления мы перенаправим вас на сайт Redefine.Media, где нужно будет зарегистрироваться и оплатить подписку. Авторизация на сайте Redefine.Media позволит читать материалы Republic с того же устройства.
Подписка на год выгоднее, чем на месяц. А если захотите отписаться, это всегда можно сделать в личном кабинете.