Крупнейший взлом российской цензуры: как она охраняет здоровье Путина, помогает Навке, заводит досье на журналистов и разводит ботов
Взлом компьютерной сети «Главного радиочастотного центра» (ГРЧЦ), осуществленный белорусской группы хакеров «Киберпартизаны», привел к крупнейшей утечке документов в истории Роскомнадзора (ГРЧЦ — подразделение службы). Полученные хакерами документы показывают, как российский медиарегулятор превратился из надзорного органа в цензурный и что планирует делать дальше
Утро 17 декабря 2020 года для Наталии Снопковой, специалиста департамента мониторинга СМИ ГРЧЦ, началось с важного сообщения. Она написала коллегам: «В соответствии с ранее установленной договоренностью просим предоставить информацию до 13:00 (мск) 17 декабря о возможности ограничения доступа или применения иного регулирования к источникам „Проект“, „Открытые медиа“».

Уже через два часа начальник одного из отделов ГРЧЦ Алексей Кулаев подсказал возможное решение. Из его письма следовало, что издания якобы распространяют запрещенную информацию, а именно — рассказывают о способах совершения суицида. В случае с «Проектом» такое нарушение закона Кулаев нашел в двух публикациях: путеводителе по «Лефортово» «Тюрьма народов» и заметке «Токсичная атмосфера». Кулаев не привел деталей того, как именно, по его мнению, нарушается закон в этих публикациях. Но можно предположить, к чему конкретно собирались придраться чиновники.

В материале «Тюрьма народов» упоминается самоубийство генерала МВД Бориса Колесникова, которого в 2014 году обвинили в организации преступного сообщества. Когда его доставили на допрос в Следственный комитет, он выбросился с шестого этажа и погиб. Этот фрагмент можно трактовать как описание способа самоубийства. Но была загвоздка. «Проект» в своей публикации опирался на официальную версию Следственного комитета, которая гласила, что Колесников прыгнул с балкона, и именно ее растиражировали госагентства и другие СМИ.
Неизвестно, чем закончилось это обсуждение: во взломанном архиве переписка прерывается на письме Кулаева. Однако спустя несколько месяцев чиновники вернулись к теме блокировок. В переписке от 26 марта 2021 года сотрудники Роскомнадзора и ГРЧЦ обсудили возможность блокировки уже шести сайтов. Помимо «Проекта» и «Открытых медиа», в списке оказались «Медуза», «Важные истории», The Insider и Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального. И снова обсуждалась возможность ограничения доступа за распространение информации о способах суицида. В случае с «Проектом» в качестве повода назывались те же материалы издания. И лишь у ФБК чиновники не нашли, к чему придраться.
В итоге «Проект» был заблокирован только 28 октября 2021 года, и вовсе не за суицид. Официальное объяснение блокировки — «за распространение материалов организации, признанной в России нежелательной» (этот статус издание получило 15 июля 2021 года). Однако благодаря переписке становится понятно, что блокировка — не наказание за нарушение, а исполнение регулятором спущенного задания по ограничению доступа к неугодному изданию, то есть де-факто акт цензуры.