Оригинал
Страница
14

Двусмысленная победа

Мы работаем над тем, чтобы улучшить качество распознавания текста этого материала.
Вы также можете прочитать его в PDF, переключившись на страницу выпуска.

На стороне кадырова в борьбе с бабичем оказался кремль, который руководствовался не управленческими, а политическими соображениями

Глава администрации Чечни Ахмад Кадыров назначил новым премьером республики Анатолия Попова. Так завершился правительственный кризис, вызванный отставкой предыдущего главы кабинета министров Михаила Бабича, который так и не сумел провести своего кандидата на пост главы чеченского Минфина. Внешне Кадыров победил. Обязанности министра финансов республики исполняет его ставленник Эли Исаев, а протест прокурора Владимира Кравченко относительно его назначения «застрял» в суде первой инстанции. Поняв, что проиграл, Бабич принял решение не возвращаться в Чечню - быть в роли «декоративного» премьера он не пожелал. Таким образом, на стороне Кадырова в борьбе с Бабичем оказался Кремль, который руководствовался не столько управленческими, сколько политическими соображениями в марте в республике референдум, затем выборы. Весь этот процесс, который иногда называют «чеченизацией», теснейшим образом связан с фигурой Кадырова.

В то же время победа Кадырова может оказаться пирровой. Дело в том, что против него объединились, казалось, несовместимые политические силы. С одной стороны, питерские силовики, с которыми, как считается, был связан Бабич. С другой стороны - либералы из СПС и московские чеченцы, которые негативно относятся к амбициям бывшего муфтия. Разница позиций состоит в том, что либералы выступают против «чеченизации» по Кадырову, а силовики - против «чеченизации» в принципе. Однако рецепт выхода из данной ситуации у них один смещение Кадырова и введение поста «генерал-губернатора». Пока что этот вариант выглядит весьма проблематично для Кремля он будет означать отказ от сделанной еще в 2000 году ставки на Кадырова как лидера республики. Поэтому в качестве альтернативы выбран вариант с сохранением «противовеса» Кадырову в виде премьера, являющегося прямым ставленником федерального центра (такая схема худо-бедно, но действует еще с 2001 года). При этом в Кремле отклонили кандидатуры, предложенные на премьерский пост как Кадыровым, так и министром РФ по делам Чечни, предшественником Бабича на посту главы правительства республики Станиславом Ильясовым. Только что назначенный Анатолий Попов ранее работал гендиректором Федерального казенного предприятия «Дирекция по строительновосстановительным работам в Чеченской Республике». Впрочем, Кадыров заявил, что кандидатура Попова предложена им, но то же самое он говорил и в отношении Бабича.

Попов - топ-менеджер одной из хозяйственных структур, которая не подчиняется ни Кадырову, ни чеченскому премьеру, а непосредственно «выходит» на федеральный центр. Кроме строительной дирекции (учрежденной российским правительством), это «Грознефтегаз» («дочка» «Роснефти») и «Нурэнерго», входящее в систему РАО ЕЭС. Руководители этих предприятий, таким образом, опираются на столичные ресурсы (финансовый, лоббистский и т.д.) и могут чувствовать себя в относительной независимости от местных начальников. В СМИ Попова уже успели прозвать кандидатом силовиков, с которыми он действительно выстроил нормальные отношения за полтора года работы в республике. Однако не менее важно, что у Попова, в отличие от его предшественника, куда лучшие связи в администрации президента в середине 90-х годов он работал в банке МЕНАТЕП в команде нынешнего заместителя руководителя администрации президента Владислава Суркова. Из сурковской команды вышло немало известных ныне людей - еще один заместитель Александра Волошина Александр Абрамов, заместитель министра сельского хозяйства Александр Антонец, и другие. Поэтому однозначно к «силовой» группе Попова причислять было бы рано. Скорее всего речь идет о консенсусной кандидатуре, которая устроила все влиятельные кремлевские группы.

Похоже, что Кремль решил назначить ответственным за финансовые потоки в республике более аппаратно сильную и укорененную в республике (но при этом не прокадыровскую) фигуру. То есть обладающего теми ресурсами, которых не было у экс-вице-губернатора Ивановской области Михаила Бабича. Есть основания полагать, что в ближайшее время состав правительства будет серьезно изменен; вновь может встать вопрос о министре финансов, причем Кадырову будет сложнее конфликтовать по кадровым вопросам уже с третьим по счету премьером. Поэтому не исключено, что Эли Исаев недолго будет занимать столь привлекательное минфиновское кресло. Равно как и другие чеченские министры, во время конфликта Кадыров - Бабич в большинстве своем поддержавшие главу республики, а не своего непосредственного начальника, вряд ли могут чувствовать себя спокойно.

В то же время аппаратные позиции Попова будут ослаблены его «временным» статусом после выборов (в случае победы) Кадыров получит право самостоятельно назначать главу правительства и, разумеется, попытается провести на этот пост своего выдвиженца. Однако до выборов еще, как минимум, около года, и все это время финансовые потоки в республике будут оставаться под контролем кремлевского человека.

АЛЕКСЕЙ МАКАРКИН - РУКОВОдитель аналитического департамента Центра политических технологий